МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Проведение
первого урока в 2016-2017 учебном году в 10-11 классах по теме: «Литературная
карта Донбасса»
|
Рост духовной культуры – задача
первостепенной важности для молодой растущей республики непокоренного Донбасса.
Время выдвинуло своевременную и актуальную проблему истинной гуманизации
общества на фоне разрастающегося терроризма.
Террористическими действиями охвачен
Донбасс со стороны фашиствующей власти в Украине. В трудных условиях
восстанавливается и продолжает жить трудовой Донбасс, создавая новую
государственность – Донецкую Народную Республику, возрождая внимание к нашим
истокам, глубинным корням нравственности, защищая территориальную целостность
региона.
Указом Главы республики А.В. Захарченко
от 08.02.2016 года №22 2016 год объявлен Годом чтения. Это закономерность, так
как литература воздействует на ум и сердце читателя, способствует воспитанию
искусством слова нравственных идеалов, духовного богатства нации.
Много замечательных мероприятий было
проведено в первом полугодии. Отчет об этом можно найти на сайте и блоге ДРИППО
(http://www.donippo.org/, http://donippo.blogspot.com/), страницах
блога отдела русского языка и литературы (http://kabruss.blogspot.com), кликнув на ярлыки «Год чтения» и
«Краеведение». Естественным продолжением станет первый урок нового учебного
года, принимая эстафету литературного образования обучающихся.
Для старшеклассников, владеющих
базовыми литературоведческими понятиями, речеведческой компетентностью,
определенным опытом эмоционального восприятия художественного текста, образного
и аналитического мышления, творческого воображения этот урок будет способствовать
расширению границ информационной культуры обучающихся, обогащению их
духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора.
Урок на тему «Литературная карта
Донбасса» дает учителю богатый набор методических приемов для реализации выше
сказанного в соответствии с учетом уровня подготовки конкретного коллектива
обучающихся, уровня их притязаний, технических средств обучения.
Урок по типу заочной экскурсии или
литературного журнала учитель сможет провести, привлекая к работе самих
обучающихся, подсказав им конкретную тематику выступления.
На таком уроке можно пройти по памятным
местам, связанным с пребыванием известных писателей и поэтов, давая информацию,
как о самом писателе, так и о его произведениях. Для подготовки к такому типу
урока можно отправить ребят на сайт Vgorode.ua. Здесь они найдут информацию о десяти авторах,
которые писали книги о Донецке с их фотографиями и аннотациями к книгам. А.
Куприн «Молох», Викентий Вересаев «Без дороги», А. Серафимович «На заводе», Л.
Жариков «Повесть о суровом друге», Б. Горбатов «Донбасс», К. Паустовский
«Гостиница Великобритания», В. Гроссман «Глюкауф», И. Гонимов «Старая
Юзовка», Г. Володин «Дикое поле», П. Григоренко «В подполье можно
встретить только крыс» – все эти авторы станут богатством литературного
краеведения на таком уроке, а ярко и умело поданная информация создаст желание
стать читателями выбранного автора.
Современные СМИ совсем не похожи на
литературную журналистику прошлых лет. Интересным может стать урок с
использованием интерактивных форм, импровизацией, ролевыми играми.
Обыграйте встречу двух поколений журналистов,
используя материалы сайта http://donpatriot.ru/, где вы найдете в разделе «Литературный забой»
достаточно информации об истории литературной журналистики прошлых лет. Пусть
одна группа старшеклассников анонсирует свое время и свои песни, а современная
группа журналистов представит свои в газетах «Донецк вечерний», «Новороссия»,
«Голос республики», «Макеевский рабочий», «Родина» и др.
Военное время рождает поэзию высоких
патриотических настроений, обнажает мысли и чувства, отметает ложь и фальшь,
порой даже фотографически силой поэтического мастерства воссоздают картины
человеческих страданий, просветлений души.
И если ваши старшеклассники воспринимают
поэзию и авторскую песню, то урок может быть наполнен этими поэтическими
шедеврами. К вам на урок могут войти со своими стихами участники конкурса
художественного чтения. Прекрасный материал с видеороликами вы найдете на блоге
отдела русского языка на страницах «Год чтения» и «Краеведение». Например, «Словесники
читают стихи о родном крае» за 11.05.2016. Урок может пройти в форме
читательского жюри с обсуждением понравившихся стихотворений.
Для урока «Авторская песня: Сердце отдаю
донецкому краю» рекомендуем использовать Следующие материалы: Владимир Скобцев
презентует сборник поэзии Донбасса «Час мужества» и свою песню «Непокоренный».
При наличии технических средств можно смотреть и слушать, пройдя по этой
ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=8miRiSk4H-8
Один из вариантов урока – урок-знакомство
с современными писателями Донбасса: Владиславом Русановым, Владимиром Скобцевым
Анной Ревякиной, Ириной Горбань, Марией Панчёхиной и др. Если
позволяет возможность, пригласите их и проведите урок-диалог в формате живого
общения и обсуждения актуальных проблем: «О чём пишем современный писатель?»,
«Откуда черпает вдохновение?», «Поэзия – это дань традиции или модный брэнд?» и
т. п. Если нет, воспользоваться фрагментами беседы журналиста Майи
Пироговой с ними в программе «Три минуты на ответ». (https://www.youtube.com/watch?v=SgDEuse4ID8
)
Литературное краеведение – не только
источник информационной грамотности старшеклассников, но и возможность
продемонстрировать свои учебные компетентности, открыть свои таланты, а главное
пополнить бесценную кладовую нравственно-духовных ценностей и самую значимую в
ней – любовь к родному Отечеству.
Рекомендованные источники:
1. Авторская песня.
Владимир Скобцев «Непокоренный». Презентация сборника поэзии Донбасса «Час
мужества» https://www.youtube.com/watch?v=8miRiSk4H-8
2.
Ирина Горбань. Поэзия. «Сезон градов» https://www.stihi.ru/2016/02/01/10002
3.
«Три минуты на ответ». Члены Союза писателей ДНР –
Анна Ревякина, Владислав Русанов и Владимир Скобцов в передачи Майи Пироговой. https://www.youtube.com/watch?v=SgDEuse4ID8
4.
Самый патриотический сайт Донбасса http://donpatriot.ru/ раздел «Литературный
забой» об истории литературной журналистики на Донбассе
5.
Чехов и Донбасс. Статья Милы Синицыной. http://062.ua/articles/kul-tura-i-iskusstvo/chehov-i-donbass
6.
Донецк в литературе. Экскурс о писателях и их
произведениях о Донбассе. http://062.ua/articles/upominanie/doneck-v-literatyre
7.
10 авторов, которые писали книги про Донецк. Сайт Vgorode.ua с фотографиями писателей
и аннотацией к книгам http://dn.vgorode.ua/news/obzory/245828-top-10-khudozhestvennykh-knyh-o-donetske
Г.Н. Король,
методист отдела русского языка и литературы ДРИППО
Комментариев нет:
Отправить комментарий