среда, 17 августа 2016 г.

1 урок в 2016 -2017 уч.году

Мельникова Л.В.,
заведующая отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПО

Методические рекомендации по проведению первого урока в 2016-2017 учебном году
Часть I
Книгу заменить ничем нельзя.
Несмотря на новейшие открытия,
новые виды сохранения информации,
не будем спешить расставаться с книгой.
Д.С. Лихачев
Книга – великая вещь,
пока человек умеет ею пользоваться.
А. Блок

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым:«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Он понимал ценность чтения и воображения.
Литература имеет огромное значение в жизни каждо­го человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится челове­ком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг.
Книга – источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, вос­питывают собственное мнение, развивают воображение.
В настоящее время на республиканском уровне вплотную решаются проблемы литературной сферы и стимулированием самого ин­тереса обучающихсяк чтению.
В целях поддержки интереса к чтению и книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе 2016 год на территории Донецкой Народной Республики объявлен Годом чтения(Указ Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко №22 от 8 февраля 2016 года «Об объявлении 2016 года Годом чтения»).
В целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, воспитания гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству рекомендуем провести 1 сентября в 5-9 классах общеобразовательных организаций ДНРтематические уроки: «Чтение – путь к успеху», «Год чтения: побеседуй с мудрецами», «Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»; для 10-11-х классов: «Литературная карта Донбасса», «Год чтения: бережем традиции, ищем новое», «Чтение – познание «откровений» мудрости», «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Цель тематических уроков: формирование у обучающихся потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.
Задачи:
- пропаганда ценности чтения и книги, формирование информаци­онной культуры личности;
- развитие творческих способностей путем организации литера­турных и поэтических конкурсов;
- активное вовлечение обучающихся в культурно- просветительскую деятельность общеобразовательных организаций;
- подготовка молодого читателя к индивидуальной читательской деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в досуговом и самообразовательном чтении;
- повышение читательской и творческой активности школьников в изучении литературы родного края.
Задача школы состоит в том, чтобы помочь читателям сформировать художественный вкус, приблизив к творчеству классиков; помочь открыть для себя новых авторов, включить их в ин­формационное поле современной литературы, осуществить доступ к книжным новинкам; мотивировать чтение и обращение  книге вообще.
Основной мотив чтения художественных произ­ведений современными школьниками носит прагматический характер и связан с необходимостью освоения учебных программ. В связи с этим возникают серьезные противоречия между личностным читатель­ским опытом учащихся и нормативным чтением, регламентированным школьной программой. Как же увлечь книгой современно­го ребенка, живущего в насыщенном информа­ционном мире? Этот вопрос как никогда остается актуальным. И для того, чтобы дать на него ответ, необходимо рассмотреть следующие проблемы: Что происходит с книгой и чтением на современном этапе? Какой он, современный читатель? Каковы его права? Что значит читать? Какому чтению мы учим? И с какой целью? Что такое медиа-образование? Каковы его возможности на уроке литературы?
Чтение – сложный творческий процесс, требующий участия интел­лекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение лич­ности человека.Влияние лучших произведений художественной литературы на эс­тетическое воспитание читателей огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, книги формируют у них суждения о жизни, пред­ставления об идеале, нравственном и моральном поведении.Художественная литература учит читателей, прежде всего, восхи­щаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, вос­произведенной в художественных образах, словах, звуках, красках.Русская художественная литература выполняет художественно-­эстетические, нравственно-этические функции и является важным сред­ством воспитания культуры поведения.
При проведении тематических уроков рекомендуется максимально эффективно использовать культурно-образовательный потенциал библиотек, школ искусств, иных учреждений образования и культуры.
Методические рекомендации по проведению указанных тематических уроков будут размещены на сайтах МОН ДНР, ДРИППО, блогах ДРИППО и ОРЯЛ в разделе «Год чтения».
Учитывая современную общественную ситуацию, можно констатировать,  что сегодня возрастает роль учителя литературы, способного стать определённым  мотиватором в чтении учащихся, своеобразным популяризатором отдельно взятого произведения  и координатором чтения в целом. Но для того, чтобы учитель стал таким мотиватором чтения обучающихся, ему самому необходимо хорошо ориентироваться в современном мире и регулярно отслеживать то, что создает наше общество для формирования «приливов» читательского  интереса. Таким образом, то, что сегодня, на первый взгляд,  отвлекает учащихся от книги, оттесняет от чтения (масс-медиа, компьютерные технологии и другое), необходимо сделать союзником учителя в создании мотивации в чтении. Особая роль сегодня, как известно, принадлежит визуальному  восприятию, которое, пропагандируя что-то, действует на наше сознание и подсознание. Поэтому внимание  школьников целесообразно обратить на то,  как  много в окружающем нас мире связано с книгой и чтением,  и предложить задуматься, почему это происходит.
Так,  современный человек в различных городах мира знакомится с архитектурными памятниками книге. Многие уличные скульптуры также посвящены книге. Например, в столице Турции в Стамбуле установлены скамейки в виде развернутой книги, на которых размещены стихотворные строчки  известных турецких поэтов. Скамейку в виде книг можно увидеть в Париже и в Симферополе. Гуляя по улицам польского города Вроцлав, среди «бегающих» гномиков нельзяне обратить внимание на серьёзного «гнома-читателя». В современном мире существуют даже фонтаны в виде книг. Многие произведения различных видов искусства сегодня посвящаются книге. Например, современный английский художник Джонатан Уолстенхолм целый цикл своих работ посвятил книгам. Его книги «живые», они общаются,  спорят, играют в шахматы, одеваются, пьют чай, пишут письма, ставят кляксы... Словом,  делают  всё, что свойственно  человеку.  Учащимся можно предложить подумать, почему именно книга становится объектом внимания художника, что вообще может книга в современном мире и что означает, когда говорят «живая книга». Художница Джоди Харви-Браун всегда любила книги, её девиз: "Книги, которые мы так любим, должны воплощаться в жизнь..." Она создает изысканные, сложные скульптуры из бумаги.
Интересен также тот факт, что в Германии, начиная с 1947 года, ежегодно 10 мая отмечается как День книги. Эта дата выбрана не случайно и  напоминает миллионам людей во всем мире об истинном лице фашизма, так как   10 мая 1933 года в Берлине и некоторых других городах были сожжены книги, неугодные гитлеровскому режиму. Поэтому не  случайно на одной из центральных площадей Берлина Бебельплац в 1995 году был установлен памятник сожжённым книгам работы МихиУльманна. Памятник представляет собой пустые книжные полки, установленные ниже уровня мостовой и закрытые сверху стеклом. На табличке рядом можно прочитать: «На этой площади 10 мая 1933 г. студенты-нацисты жгли книги»,  а также приведена цитата Генриха Гейне: «Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».
Можно обратить внимание школьников, что ужасающие примеры сожжения книг в разные исторические времена свидетельствуют о том, как чтение влияет на формирование духовного мира человека, развивает самостоятельность и свободу мышления личности, а это всегда было ненужным  и опасным в тоталитарном обществе. Ведь, как подчёркивал выдающийся  русский мыслитель, философ и общественный деятель Иван Александрович Ильин,  «... каждый из нас  есть то,  что он читает, и каждый человек есть то, как он читает, и все мы становимся  незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного, –  как бы букетом собранных нами в чтении цветов».
Интересным композиционным элементом урока может стать его начало в форме художественного чтения или мелодекламации. Рекомендуем, например, рассказ Майка Гелприна«Свеча горела» (см. приложение).
Главная цель школы – подготовка молодого читателя к индивидуальной читательской деятельности, направленной на удовлетворение потребности в деловом, досуговом и самообразовательном чтении. Школа выбрала два направления работы: Первое – формирование информационной культуры, как части общей культуры личности. Второе – воспитание у молодежи потребности в постоянном и вдумчивом чтении. Выбор направления по формированию информационной культуры продиктован, с одной стороны, потребностями современного образования – подготовить молодого гражданина к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
Чтение художественной литературы должно стать частью жизни молодежи. Это позволит ей приобрести косвенный жизненный опыт, освоить многочисленные роли взрослого человека, получить навыки межличностного общения, строить собственное «Я». Что читает юность? Каким книгам отдает предпочтение? Какими мотивами руководствуется при выборе литературы? Как относится к прочитанному? Как расширить круг чтения молодежи? и т.п. Вопросов больше, чем ответов.
Школа должна укреплять свои позиции как центра чтения, воспитывающая молодое поколение через книгу и чтение.Рекомендуем организовать в школьных библиотеках, фойе, классных комнатах  книжные выставки (Чтение и чтиво», «На подиуме – книга», «Круг чтения великих писателей», «Проза и поэзия молодой Республики», «Чтение для сердца и разума», «В чужой строке найти себя» и др.
Чтение юношества – одна из педагогических проблем. Путь решения данной проблемы: формирование образовательного пространства. В поле данного пространства – сотрудничество с детскими и юношескими библиотеками. С целью организации диалога о литературе и чтении рекомендуем провести урок, например, в жанре «Книжного кафе». «Книжное кафе» – это очные и заочные, онлайн-встречи с интересными людьми, работниками библиотек, прозаиками и поэтами, это литературный праздникили беседа о чтении, это час поэзии, это виртуальное путешествие и т.д. 
Продолжением работы может стать организация в сентябре-декабре текущего года различных конкурсов в номинациях: «Самая читающая семья», «Самый читающий класс», «Читатель года», «Самая читающая школа»; краткосрочных и долгосрочных проектов: "Литературная карта ДНР", "Библиовечер/библиоутро – 2016", "Книги – в  больницы", "Каникулы с кни­гой”, творческие встречи донецких писателей с читателями и т.п. Это могут быть акции:благотворительная литературная акция «Книга из рук в ру­ки» (сбор литературы для социальных учреждений);литературная акция «Успешные люди любят читать!»; акция по развитию буккроссинга «Превратим весь мир в библиотеку!»; акция «Литература не знает границ. Читаем вместе».
Сегодня с появлением «ридеров» (электронных книг) на улицах и в транспорте появилось очень много читающих людей разного возраста. Учащимся можно предложить провести небольшое исследование, дав задание узнать, что именно сегодня читают, какие предпочтения есть у читателей разных возрастных групп.    
Повысить интерес учащихся к классической и современной литературе, чтению помогут следующие формы меро­приятий:
- громкие чтения, предусматривающие чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного;
- литературные чтения – художественное исполнение произведе­ний, своеобразный «театр одного актера»;
- циклы чтений – посвящены каким-либо событиям или жизни за­мечательных людей;
- краеведческие чтения – нацелены на популяризацию литературы по краеведению.
Обсуждение книги – рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и со­держательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Подго­товительный этап - подбор произведения и темы для обсуждения. Да­лее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературове­дов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в пробле­му, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения.
Читательские конференции - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конфе­ренции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зре­ния, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мне­ние или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискусси­онны, в их основе лежит обсуждение прочитанного. Читательская конфе­ренция является комплексным библиотечным мероприятием и посвящает­ся определенной проблеме или теме. Цель конференции – привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защи­щать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
Виды читательских конференций:
- по произведениям художественной литературы, по одному про­изведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов;
- конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллекти­вах);
- конференции с привлечением автора – форма встречи с писате­лем;
- читательско-зрительские конференции – обсуждение произведе­ния связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библио­текаря, в данном случае требуется и знание специфики кино.
- заочные читательские конференции – через средства массовой информации. В данном случае шире охват аудитории, больше возмож­ности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное вре­мя и т. д.
Планируя обсуждение, необходимо определить примерное число его участников. Опыт показывает, что оптимальное число участников 25-30 человек. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсужде­ние всех участников и снизит эффект мероприятия.
Литературный праздник – это комплексное мероприятие, требую­щее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиоте­каря, основной программы, в которую включены музыкальные фраг­менты, инсценировки, художественные номера, конкурсы, соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмиру­ет идею и итоги праздника.
- литературный утренник для дошкольника - это праздник, где ре­бёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении меропри­ятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсцениров­ками и художественными номерами.
- литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных про­изведений.
Литературный батл–это конкурс-соревнование на лучшее знание учащимися (классами, школами, районами, городами и т.д.) произведений русских классиков или произведений, включённых в школьную программу, например, для внеклассного/самостоятельного/семейного чтения, одного произведения, являющегося бестселлером этого года.
Литературная ярмарка – комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викто­рины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов. Например, ли­тературная ярмарка «Чтение и литература в XXI веке».
Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в ка­мерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классиче­ского искусства, проходящем преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.
Книжный аукцион – каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
Литературный карнавал. Карнавал – это массовое гуля­нье с переодеваниями, театрализованными представлениями. Можно провести карнавал литературных героев или карнавал лите­ратурных произведений, где каждое литературное произведение зре­лищно презентуется.
Книжные жмурки. Библиотекарь или учитель предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плот­ной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ре­бенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
Фольклорные посиделки – форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творче­ство, зародившееся в глубокой древности – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, пре­даний, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в этом творчестве.
Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети при­крепляют свою фотографию после ее прочтения.
Конкурс читательских пристрастий – это то же, что и рейтинг популярных книг, основан на опросе/голосовании читателей.
Флэш-моб (с англ, flashmob– «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у слу­чайных прохожих удивление и заинтересованность. Например, участники флэш-моба в ярких футболках и бейсболках с символикой школы/города/Республики появляются неожиданно в определенном многолюдном месте го­рода, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.
Библиокафе – игровой вариант информационной работы со стар­шеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари – метрдотель и официантка. В меню – духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по ...» (автору). «Меню» составляетcя в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.
Книжное кафе – рассказ о новых книгах стилизуется под настоя­щее меню. Например, рубрика «Морское ассорти» содержит два изыс­канных блюда японской литературной экзотики: «морской коктейль» из творчества Юкио Мисима и «суши-бар» произведений Харуки Мураками. Серия блюд «Жаркое под острым соусом» включала в себя легко усваиваемое блюдо – произведение Дарьи Донцовой «Фигура легкого эпатажа» и покрытую хрустящей корочкой приключений, сенсаций и неожиданных разгадок книгу Томаса Свона «Охота на Сезанна».
Дегустация литературных новинок – информирование о поступившей в библиотеку (появившейся на полке в классном шкафу) литературе в кулинарном стиле.
Литературные экскурсии подразделяются на литературно­-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве прозаика, поэта, драматурга), историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы), литературно­-художественные (по местам, которые были местом действия в произве­дениях того или иного писателя).
Литературный гороскоп – мероприятие, построенное по типу го­роскопа, где литература (книги, авторы) подобрана по знакам того или иного гороскопа.
Литературный каламбур – мероприятие, посвященное писателям с одинаковыми фамилиями или различным произведениям с похожими сюжетами, значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.
Привлечь внимание пользователей к литературе помогает подача информации в новой, необычной форме: выставка-сюрприз «Бестселлерырусской классики»,выставка-анонс «Литературный гур­ман», выставка-хит-парад «Убойная сила боевика», выставки-раздумья «Поднимись до высокой прозы», «Книги для тех, кто любит думать и получать от этого удовольствие».
Выставка одного жанра
Представляя книги одного жанра – детектив, фэнтези, авантюрный роман, исторический роман, дамский роман и т.д., можно не только удовлетворить читательские потребности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышеперечисленные жанры будут интересны как подросткам, так и их родителям. Названия: «С детективом не скучаем» или Новинки литературы детективного жанра», «Ах, детектив, детектив, детектив...», «Об истории нашей замолвите сло­во: исторический роман», «Открой удивительный мир поэзии!», «Смелые фантазии фэнтези», «В мире приключений и путешествий», «Горизонты фантастики», «Классика в новом формате».
Выставка-императив
Эта форма выставки подразумевает повелительное, категоричное, насто­ятельное требование, что отражается в концепции выставки или во время её публичной демонстрации, например, «Время читать! Выбери книгу!». Как вариант, буккроссинг.Вookcrossing (книговорот) — международное движение любителей чтения, девиз которого: «Превратим весь мир в библиотеку!»
Выставка-раритет
На ней обычно представляют редкие, ценные издания, которые составля­ют сокровищницу библиотеки, фонд редких книг. Названия выставок-раритетов: «Книги – долгожители нашего фонда: редкие и ценные изда­ния», «Эксклюзивные издания из фондов нашей библиотеки», «Шедевры рус­ского книжного искусства», «В мире старинных и редких изда­ний», «Сокровища нашей книжной полки», «Книжные редкости», «История ред­ких изданий», «Литература в миниатюре».
Выставка «Литературный герой»
Темами выставок могут быть: «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер», «Робинзон Крузо» и т.п. Сейчас легко организовать выставку «Гарри Поттер», так как вместе с книгами Дж. Роллинг издаются игрушки – фи­гурки героев, тетради, календари. Выставка предусматривает активиза­цию творчества детей, письма героям, продолжение историй о герое, игры с героями и многое другое.
Выставка-дневник
Это могут быть дневники великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи («Дневник Тани Савичевой», «Дневник А.С. Пушкина» и др.).
Выставка-почта
Выставка с элементами почты, помогающая установить обратную связь с ребёнком на основе рекомендуемой литературы. Например, де­тям можно предложить написать письма литературным героям или ав­торам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами.
 В 2010 году Общество любителей российской словесности, москов­ский музей В. И. Даля и лексикографическая программа «Словари XXI века» направили свои предложения учредить День словаря в органы государственной власти. Эта идея была поддержана в России День словарей и энциклопедий в России отмечается 22 ноября. Это день рождения Владимира Ивановича Даля (1801-1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского языка».Словарь – это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхи­щает множество книг, подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника.В этот день в школах, библиотеках или классах, где преподаётся русский язык, можно организовать выставки словарей и энциклопедий, провести экскурсию по многообразному миру спра­вочной литературы и другие мероприятия (интерактивные игры: «Слово.ру», «Словарь это вселенная в ал­фавитном порядке», «Путешествие по словарям и энциклопедиям», праздник словарей: «Слово толковое стоит целкового», «От Владимира Даля к современным словарям», «Фестиваль справочных изданий»).
Предлагаем для рассмотрения следующие формы работы:
- книжную выставку «Ассорти юбилейной периодики»;
- пресс-вечер, пресс-кафе, ностальгическую встречу «Мы с вами знакомы», «Много лет спустя...»;
- электронную презентацию «Хроника юбилейных издательств».
Сегодня процесс чтения носит не только индивидуальный характер, помогает понять себя и окружающий мир, но и все больше стано­вится прагматичным и способствует социализации личности в обществе.
Чтение – это умение учиться и жить. Это способ приобщения к культуре, средство интеллектуального развития, посредник в общении. Проблема чтения одна из значимых в культуре и образовании, отсюда возрастает роль современной библиотеки. Библиотека призвана обучать читателей различным стратегиям чтения: делового и досугового, развивающего и интеллектуального, оказывать помощь в освоении разнообразных способов чтения, используя актуальные методики и технологии.
Российская Академия Наук составила список необходимых для чтения книг. Книги делятся по возрасту от 9 лет и старше:
1) 9-10 лет
2) 11-12 лет
3) 13-14 лет
4) 15-16 лет
5) после 17 лет 
Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/selection/1977
Основная миссия учителя-словесника – быть наставником в чтении. Забота о чтении является важным моментом социализации личности. Юношеству, чтобы познать мир во всем его многообразии, чтобы осознать себя в этом мире, чтобы избежать многих ошибок на жизненном пути, необходимо прожить жизнь многих литературных героев, накопить косвенный жизненный опыт. По итогам социологических исследований сложился следующий портрет молодого читателя: информационные запросы молодых читателей в возрасте от 15 до 25 лет базируются, прежде всего, на содержании учебной деятельности; вторым по значимости направлением в тематике их читательских потребностей является информация о правах и обязанностях современных молодых людей; третьим – «здоровье». В разнообразном перечне «серьезных» направлений чтения в качестве значимых респонденты признали, прежде всего, такие как: потребность в знаниях о жизни общества, о проблемах общения, о взаимоотношениях полов, о сети Интернет, «где и как можно заработать» Вопрос о социальной, педагогической ценности чтения актуален как никогда. Речь идет о творческом чтении, о приобщении молодого читателя к высокой литературе как источнику человечности, духовности, нравственности. Чтение – самовоспитание, самообразование. Чтение – потребность, самооткрытие, радость переживания. Чтение – сложный интеллектуальный и психологический процесс, которому необходимо учиться.
В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку совершенствоваться так, как ни один другой способ. Чтение книг – универсальный способ сохранить живой ум на долгие годы. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Когда читаешь, словарный запас становится богаче, память улучшается, человек становится интересным рассказчиком.
Вот интересные факты о чтении, которые заставят по-новому посмотреть на этот вид времяпрепровождения.
Ø    М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
Ø    В XVII веке Никола Гроллье де Сервьера придумал машину для ускорения чтения книг: подобие мельничного колеса с подставками для книг вместо лопастей, на которых одновременно помещалось несколько книг, раскрытых на требуемых страницах.
Ø    Т. Эдисон читал сразу 2–3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.
Ø    Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
Ø    Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
В мире существуют музеи, памятники и уличные скульптуры книг, артобъекты и различные виды искусств, удивительные книжные магазины и би­блиотеки, всевозможная рекламная продукция, посвященные книге. Даже дни дарения книг. Например, итальянский писатель Уго Кол-лари сконструировал велосипед, на раму которого нанесен текст книги. По словам автора, велосипед-книга напоминает нам о том, что среди тысяч книг есть такие, которые сформировали нас, наш спо­соб воспринимать действительность. Интересно, что, по результатам опроса в Facebook, самыми популярными книгами, которые бы люди нанесли на свой велосипед, стали «Одиссея», «Алиса в стра­не чудес» Л. Керолла, «Дон Кихот» М. Сервантеса и «Цветы зла» Ш. Бодлера (по материалам сайта http://www.autotravel.ua/news/v-italiyi-zrobyly-velosyped-na-ramu-yakogonanesen/).Аргентинский издательский дом EternaCadenciaсоздал особую книгу, которая «не может ждать». Эта книга напечатана чернилами, которые исчезают через два месяца по­сле того, как ее впервые открыли. Книга упакова­на в пластиковую обертку, как только ее снима­ют и открывают, чернила вступают в реакцию с солнечным светом и воздухом и постепенно исче­зают. Поэтому покупателям такой книги ничего не остается, как читать (по материалам статей д. пед. наук, проф. Е.А. Исаевой).
В современном мире значительная роль принадлежит рекламе, поэтому можно проанализировать с учащимися различные рекламные продукты,  посвященные чтению. Например, проект «Занимайся чтением», в котором классики отечественной литературы в образах спортивных тренеров призывают  молодежь читать книги. Этот проект, по словам его творческого директора Дениса Лапшинова, в первую очередь адресован юношам, у которых больше проблем с чтением, чем у девушек. Потому в музыкальной композиции этого проекта, которую  записал молодой рэпер Fike, звучит фраза «Будь мужчиной». Клип с участием Пушкина, Гоголя, Толстого и их групп поддержки наглядно демонстрирует, что чтение как спорт: хочешь достичь результатов, трудись.На постерах проекта можно увидеть, как А.С. Пушкин убеждает молодежь: «Начинай с небольших текстов, постепенно увеличивая нагрузку». А  Лев Толстой в костюме с надписью WarandPeace призывает «Не сдавайся, на 500-й странице откроется второе дыхание». Ну а  А.П. Чехов в костюме с эмблемой чайки и секундомером в руке обещает: «Три подхода по семь страниц ежедневно, и результат будет заметен через неделю». В России в проекте под названием «Читай книги - будь личностью»  участвовали известные медиа-персоны и деятели культуры. Среди них, например, лидер популярной среди молодёжи рок-группы «Муммий Тролль» Илья Лагутенко, который, как мы узнаем из постера, «проглотил» «Собачье сердце» в 14 лет. И для школьников, для которых  этот музыкант является кумиром, этот пример  может быть очень убедительным и способствовать интересу к  чтению.  В России осуществлялся социальный проект «Читайте книги!», в котором принимали участие популярные современные писатели. С рекламных щитов городов они в простой и доступной форме обращались  не только к своим постоянным читателям, но и к мало читающей или совсем не читающей аудитории с тем, чтобы обосновать, почему важно читать книги. Так, например, популярный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, автор «Дневного» и «Ночного дозоров» утверждает, что «прочитанная книга – это ещё одна прожитая жизнь».
Журналистка, писательница и блогерЭнни Мюллер написала настоящую исповедь книгомана«10 вещей, которые произойдут с каждым, кто начнет больше читать» А AdMe.ru перевел ее для нас с вами.Приведём лишь одну цитату: «Книги это способ, при помощи которого прошлое общается с нами. К тому же это способ общения между культурами, странами, социальными классами и группами.Книги позволяют нам войти в другие жизни и миры ненавязчиво, но при этом с полным погружением.Да, это потрясающе».
Рекомендуем ввести в сценарий урока интерактивные методы и приёмы, предложить школьникам написать небольшую творческую работу, например,  сочинение в форме мини-саги (50 слов) с элементами идентификации на одну из предложенных тем:«Я – читатель нового поколения!»,  «Я – социальный проект (социальная реклама) о чтении и книге» и т.п. Каждая группа выбирает лучший творческий продукт и предъявляет работу классу. Книга станет лучшим подарком победителю. Это может быть и сочинение-хайку – сочинение-миниатюра по ключевому слову в форме трёхстишия, где первая строка формулируется так: «Я был кем-то или чем-то» или «Я видел кого-то или что-то»; вторая – называет место и действие (где и что делал); третья – даёт определение (как?). Написание хайку развивает способность учащихся к лаконичному изложению мыслей.
Книга
В кресле уютном с книгой. Магия слова.
И пусть весь мир подождет.
Слово – дар Божий.
В последнее время очень часто от наших учеников мы слышим вопрос: зачем читать художественную литературу.  Чтобы ответить на этот вопрос, а также мотивировать процесс чтению, прочитайте им  текст лекции выдающегося английского писателя Нила Геймана, организуйте обсуждение тезисов, изложенных в данном материале, предложите написать рецензию на статью или аннотацию к ней, спроектировать модель рекламы этой лекции, смоделировать воображаемый диалог с писателем, продумав цикл вопросов, которые волнуют современного читателя, читателя ХХI века. Уверены, что рассуждения Нила Геймана станут мотивацией для постоянного общения с книгой.
Учитывая интерес современных школьников к различным масмедиа, учитель-словесник может сегодня на уроках литературы использовать ряд методических приемов, направленных на созда­ние ими собственных медиатекстов. Обратим вни­мание на такие:
подготовка (электронных, рукописных, печатных) выпусков школьных газет, альманахов на литературную тему;
создание мультимедийных проектов и отдельных презен­таций на литературную тему, о роли книги и чтения;
подготовка телевизионной передачи или короткого видео­фильма на литературную тему или тему чтения и книги;
создание буктрейлеров и видеороликов;
подготовка фотографий, рисунков, коллажей, афиш,
рекламных постеров на литературные темы;
создание рекламных слоганов;
подготовка интерактивного комментария;
  создание виртуальных музеев, посвященных книге, чте­нию, литературным темам;
  подготовка материалов на литературную тематику для различных сайтов (школьного, персонального);
  ведение блогов (Интернет-дневников) на литературные темы.
Как видим, явления современной действитель­ности могут в умелых руках учителя стать дополнительными аспектами развития читатель­ского интереса школьников.
В старших классах интересной формой работы может стать дискуссия. Предложите обучающимся прочитать высказывания известных людей о книгах и чтении, предложите им высказать своё мнение об этом, согласиться или не согласиться с авторами, составить собственное высказывание о пользе чтения.
Для подготовки сценария первого урока рекомендуем использовать следующие источники:
Почему наше будущее зависит от чтенияhttp://novostinauki.ru/news/81309/
Отличная статья писателя Нила Геймана о природе и пользе чтения. Это не просто некое размышление, а очень понятное и последовательное доказательство, казалось бы, очевидных вещей.Уверены, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.
Автор: NeilGaiman
Источник: fit4brain.com
Ø Аромштам М. Чтение как понимание
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.
papmambook.ru/articles/638/.
Ø Гессе Г. Пять эссе о книгах и читателях // Ино­странная литература. – 2004. – № 10. – С. 211-231.
Ø Дуров П. 7 элементов системы образования XXI века [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// slon.ru/ipad/ 7_elementov_sistemy_obrazovaniya_xxi_veka-786760 .xhtml
Ø Ильин И. Поющее сердце. Книга тихих созерца­ний. - М., 2006.
Ø Колмановский И. Интервью с Д. Пенна­
ком // Даниель Пеннак: «Чтение – это PODAROK!»
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://pgbooks.
ru/pg_recommend/life_with_kids/daniel-pennak-chtenie-eto-podarok.php
Ø Пеннак Д. Как роман: эссе / Пер. с фр. Н. Ша­ховской. – М., 2005.
Ø Романичева Е. С. Учебное чтение на уроках литературы: Как сделать его не «школярским»? // Рус­ская словесность. – 2013. – № 2.
Ø Романичева Е. С. Вызовы и реалии современ­ного школьного литературного образования // Русская словесность. – 2012. – № 5.
Ø Цукерман Г. А. Оценка читательской грамот­ности. Материалы к обсуждению. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/public.htm
Ø Исаева Е.А. То, что отвлекает от чтения, надо сделать союзником в создании мотивации к чтению. // Русская словесность. –2013. № 6 – С.2-5.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gua.convdocs.org/docs/205/index-39316.html
Ø Как читать больше. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://constructorus.ru/samorazvitie/kak-chitat-bolshe-knig.htmlили http://lifesimple.ru/blog/samorazvitie/56.html или http://vitamarg.com/article/samorazvitie/2566-kak-chitat-bolshe
Ø http://chtenie-21.ru/ портал «Чтение 21» «Познавай! Исследуй! Действуй!»
Ø http://tululu.org/article/40/Большая бесплатная библиотека: Мечта любого книголюба
В ходе первого урока в средних классах рекомендуем активно использовать буктрейлеры (Буктрейлеры – современный способ продвижения книг в библиотеках. Это ролик-миниатюра, тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя).
§  Маленький принц –скачать
§  Вафельное сердце –скачать
§  Сенчин Полоса –скачать
§  П. Санаев Похороните меня за плинтусом –скачать
§  Буктрейлер по книге Сумерки –скачать
§  Джек Лондон –скачать
§  Красноборская библиотека –скачать
§  Джек Лондон. Белый клык –скачать
Если вас заинтересовалибуктрейлеры, прочитайте эту информацию. Она поможет вам сделать работу не только интересной, но и оптимальной.
·        http://www.booktrailers.ru/
Книга–это один из самых близких друзей. В книгах мы находим ответы на вопросы, книги дают пищу для размышлений, книги воспитывают в нас человека, книги предлагают лучший интеллектуальный отдых и полёт воображения, потому что в книгах, в отличие от фильмов, нет ограничений на спецэффекты.Пусть первый урок нового учебного года, посвящённый книге и чтению, будет ярким, запоминающимся и результативным!
Приложение
Предлагаем  интересные высказывания о пользе чтения:
ü Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. © Ф. Вольтер
ü Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых. © Фазиль Искандер
ü Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. © Ф.Жанлис
ü Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь. © Жюль Ренар
ü Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. © Вербер Бернард
ü Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. © В. Даль
ü Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. © Джозеф Аддисон
ü Существует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90дней и думать, что ничего не случилось. © Джим Рон
ü Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их. © РэйБрэдбери
ü Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.
ü Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. © Фрэнсис Бэкон
ü Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете. © Джим Рон
ü Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности.
ü Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. © Эрнест Хемингуэй
ü Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну. © Д. Мартин
ü Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. © М. Лашков
ü Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. © Д. Пеннак
ü Коллекция книг — тот же университет. © Томас Карлейль
ü Всё бледнеет перед книгами. © Антон Чехов
ü Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. © Лев Толстой
ü Из всех искусств самое важное искусство чтения. © Иоганн Вольфганг Гете
ü Говорят, что книга исчезает. Я думаю, что это невозможно. © Хорхе Луис Борхес, аргентинский писатель
ü В будущем книг не будет? Но будут читатели. ©Андрей Вознесенский, российский поэт-шестидесятник
ü Глагол «читать» не терпит повелительного на­клонения. © Даниель Пеннак, французский писатель
ü Страх перед чтением преодолевается чтением. © Даниэль Пеннак
ü Чтение – вещь интимная, глубоко личная. Кни­га – человеку друг, а не чиновник высшего ранга. И никто не имеет права принуждать меня читать что бы то ни было. Даже очень важное. © Марина Аромштам,российская писательница, журналист, педагог
ü Чтение – это окошко, через которое дети ви­дят и познают мир и самих себя. © Василий Сухомлинский, педагог
ü Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с други­ми, а не с ним самим, пока он в чужом не узна­ет свое, пока не обожжется этим открытием – до той поры нет и интереса к чтению, нет и потреб­ности в нем. © Юрий Кармин, российский литературовед
ü Дети хотят и будут читать... Штука в том, чтобы их к этому подтолкнуть. И здесь, коллеги, мы должны вести себя так же хитро, агрессивно и вре­менами цинично, как разведчик, вербующий осве­домителей, или агитатор, призывающий рекрутов записываться в элитный спецназ. © Дмитрий Быков, российский писатель, журналист, учитель литературы
ü Каждый из нас  есть то,  что он читает, и каждый человек есть то, как он читает, и все мы становимся  незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного, –  как бы букетом собранных нами в чтении цветов. © Иван Александрович Ильин, философ и общественный деятель
ü Никогда не будет придумано что-либо подобное книге, способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда слишком много или слишком мало, дать вам одному целую вселенную. ©Айзек Азимов, американский фантаст
ü Книги – самые молчаливые и самые верные друзья; они — самые доступные и самые мудрые советники, и они самые терпеливые учителя.©Чарльз Уильям Элиот
ü Классика — это книга, которая никогда не закончит говорить то, что она должна сказать. © Итало Кальвино
ü Прочитанная книга – это ещё одна прожитая жизнь.© Сергей Лукьяненко,писатель-фантаст
ü Я не верю в ту магию, о которой говорится в моих книгах. Но я верю, что нечто по-настоящему волшебное может произойти, когда вы читаете хорошую книгу. © Джоан Роулинг
ü Я думаю, мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас. © Франц Кафка
ü Если вы хотите узнать человека, посмотрите, что он читает и как он читает. © КериХьюм
ü Мир был создан для чтения. © Бетти Смит
ü Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. © Джозеф Аддисон
ü Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. © Даниэль Пеннак
ü Читайте. Читайте. Читайте. Только не читайте один тип книг. Читайте разные книги разных авторов — только так вы сможете развить свой собственный стиль. © Р.Л.Стайн
ü То, что вы читаете, изменит вас. © ДипакЧопра
ü Книги — это самолет, и поезд, и дорога. Они — направление и маршрут. Они — дом. © Анна Квиндлен
ü Читать — это как думать, молиться, говорить с другом, выражать свои мысли, выслушивать идеи других, наслаждаться музыкой, видеть прекрасный пейзаж и прогуливаться по пляжу. © Роберто Боланьо
ü Совместное чтение книг вслух связывает людей крепче, чем совместная выплата кредита. © Януш Вишневский
ü Я считаю, телевидение отлично способствует образованию. Каждый раз, когда кто-то включает телевизор, я иду в другую комнату и читаю книгу. © Граучо Маркс
ü Привить ребенку вкус к чтению –лучший подарок, который мы можем
ему сделать. 
©С. Лупан
ü Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. ©Ф. М. Достоевский
ü Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги». © К Г. Паустовский
ü Настоящий Читатель – это человек, умеющий понимать текст, открытый его эмоциональному воздействию; способный проявить собственную нравственную позицию при восприятии читаемого; свободно владеющий устной и письменной речью. Читателем с большой буквы мы называем человека, для которого чтение является потребностью, формой духовной жизни и средством созидания самого себя как личности. ©Из книги "Литература. Учимся понимать художественный текст"/Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, С.А. Шаповал. – М., 2001. – С.292



Приложение
Майк Гелприн. Рассказ «Свеча горела»

Свеча горела(Рассказ о нашем будущем без книг и любви к чтению)
Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло сердце, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.
— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.
«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.
— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
— Я, собственно... — собеседник замялся.
— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то...
— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.
— Говорите, я запомню.
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век... Как вы полагаете?
Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.
Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем... Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.
В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.
«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он... Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.
Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно... С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
— Нигде? — спросил Максим тихо.
— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты... — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
— Да, продолжайте, пожалуйста.
— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете... Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
— У вас есть дети?
— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.
Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела...
— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
— Непременно. Только вот... Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.
— Литература — это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.
Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.
«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин». Лермонтов «Мцыри». Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий...
Максим слушал.
— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.
— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.
День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.
Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.
Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков. Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый. Классика, беллетристика, фантастика, детектив. Стивенсон, Твен, КонанДойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.
Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.
Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?
Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.
— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?
— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?
— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.
Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения... По факту утилизирован.... Общественность обеспокоена проявлением... Выпускающая фирма готова понести... Специально созданный комитет постановил...».
Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.
Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.
Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.
Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.
Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?
— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
— От... От кого?!
— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он... как его...
— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.
— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.




Приложение
АНКЕТА *
Дорогой друг! Время стремительно мчится вперед. Наступил XXI век... Меняется мир, меняются технологии, меняетесь Вы... Сориентироваться в информационном потоке, обрести уверенность в завтрашнем дне, стать обладателями последних виртуальных разработок – все это возможно! И первый шаг в достижении успешного будущего Вы делаете уже сейчас, в настоящем, заполняя данную анкету. Для ответа на вопрос выделите один или несколько понравившихся Вам вариантов ответа, или напишите свой. Давайте познакомимся:
1. Где Вы учитесь_____________________________________________ школа, класс тип школы и класса (если есть)
2. Кто Вы:
q мальчик
q девочка
3. Сколько Вам лет:____________________________________________
4. Для чего Вы обычно приходите в библиотеку?
q выполнить школьные задания
q взять книгу для своего личного интереса
q полистать новые журналы
q просто провести время
q пообщаться с друзьями
q с классом на мероприятия
Ваш ответ____________________________________________________
5. Как часто Вы бываете в библиотеке?
q 1-2 раза в месяц
q гораздо чаще
q очень редко
Ваш ответ____________________________________________________
6. Библиотека для Вас –это прежде всего:
q центр, где можно получить необходимую информацию
q место, где есть большой выбор книг для личного чтения
q центр, где есть современные источники информации и информационные системы q место интеллектуального общения и игр
Ваш ответ ____________________________________________________
7. Есть ли у Вас домашняя библиотека?
qда
qнет
8. Сколько книг в Вашей домашней библиотеке?
q примерно до 30
q около 50
q до 100
q более 100
Ваш ответ ____________________________________________________
9. Сколько времени Вы обычно проводите в библиотеке?
q минут 15
q около получаса
q до 1-го часа
q от 1-го часа до 2-х
Ваш ответ ____________________________________________________
10. Пользуетесь ли Вы дополнительной литературой при подготовке к урокам?
q да
q нет, достаточно учебника
q только когда есть личное (индивидуальное задание)
Ваш ответ ____________________________________________________
11. При подготовке к какому уроку Вам больше всего приходится пользоваться дополнительной литературой? ____________________________
12. Где Вы находите нужные книги чаще всего?
q в домашней библиотеке
q в школьной библиотеке
q у друзей и знакомых
q в библиотеке города (какой?)___________________________________ Ваш ответ_____________________________________________________
13. Когда Вам нужно найти в библиотеке необходимую Вам информацию, то чаще всего Вы:
q обращаетесь прямо к библиотекарю
q ищите сами на книжных полках
q обращаетесь к справочному аппарату библиотеки
q пользуетесь библиографическими пособиями и списками
Ваш ответ ____________________________________________________
14. Отметьте, какими источниками информации Вам приходилось пользоваться:
q научно-популярная литература
q художественные книги
q компьютерные программы
q CD-ROM
q видеопрограммы
q справочники, словари, энциклопедии
Ваш ответ ___________________________________________________ 15. Умеете ли Вы работать с электронным каталогом?
q да
q немножко
q нет
16. Считаете ли Вы навык работы с электронным каталогом
нужным?
qда
q в жизни это может пригодиться
q без этого вполне можно обойтись
Ваш ответ ____________________________________________________
17. Есть ли у Вас дома компьютер?
q да
qнет
q очень хотел(а) бы его иметь
Ваш ответ ____________________________________________________
18. Если у Вас есть компьютер, то как Вы его используете?
q играю
q использую для выполнения школьных заданий
q пытаюсь общаться с помощью компьютерной связи
Ваш ответ___________________________________________________
19. Вы использовали компьютер в библиотеке для того, чтобы:
q поиграть в компьютерные игры
q выбрать книги по электронному каталогу
q поработать с обучающими программами
q оформить письменные работы, рефераты, доклады
Ваш ответ ___________________________________________________ 20. Для подготовки к каким предметам Вы использовали современные носители информации (компьютерные программы, CD-ROM, аудио-, видеокурсы и др.)?
q иностранные языки
q машинопись
q русский язык
q история
Ваш ответ ____________________________________________________21. Позаниматься с обучающими программами Вас побуждали:
q учителя
q родители
q друзья
q библиотекари
q собственный интерес
Ваш ответ ____________________________________________________
22. Что для вас предпочтительнее?
q работа с книгой
q считывание с компьютера
Если можете, кратко сформулируйте причину своего предпочтения: _________________________________________________________________
23. Каких умений и навыков Вам не хватает в библиотеке?
q умения ориентироваться в фонде
q умения выбирать именно то, что нужно
q умения искать необходимую информацию
q умения разбираться в многообразии источников информации
q умения работать с источниками информации (сделать оценку материала, выбрать в тексте нужное, свернуть информацию, записать ее и т.д.)
Ваш ответ _____________________________________________________
24. Из списка предлагаемых библиотечных услуг, отметьте наиболее для Вас желаемые:
q клубы по возрастам и интересам
q курсы иностранного языка
q курсы по отработке навыков работы с информационными системами
q курсы эффективного чтения
q печатные подборки материалов по школьным темам
q списки литературы для чтения по интересам
q просветительские программы (лекции, обзоры, встречи)
q индивидуальное консультирование по школьным заданиям
q развлекательные игровые мероприятия
Ваш ответ_____________________________________________________
25. Что бы Вы хотели видеть в библиотеке?
q компьютер для поиска информации
q компьютер для игр
q копировально-множительный аппарат для копирования информации
q открытые стеллажи со справочной информацией
q удобные уголки для занятий с книгой
q познавательные звуковые- и видео- программы
q курсы по быстрому чтению
q курсы по обучению работе с компьютером
q дополнительные уроки по работе с книгой (Как написать реферат, сочинение и др.)
q игровую комнату
q зал для досуговых занятий
Ваш ответ_____________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!



Приложение

АНКЕТА КАКОЙ Я ЧИТАТЕЛЬ? (для подростков 12-13 лет)*
Поставь рядом с высказываниями знак «+» в том случае, если оно соответствует твоему мнению. Итак, какой я читатель:
1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.
2. Читаю медленно, вчитываясь в каждое слово.
3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки.
4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.
5. Люблю читать для души, а не по указке кого-то.
6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.
7. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.
8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.
9. Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел.
10. Верю во все, что в книге происходит.
11. Нет ничего скучнее чтения.
12. Чтение для меня самое интересное занятие.
13. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.
14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя.
15. Кто написал книгу – для меня не имеет никакого значения.
16. Выбирая книгу и читая, я всегда интересуюсь автором.
17. Я рассуждаю так: книга – книгой, а жизнь – жизнью.
18. Для меня хорошая книга – та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней – открываю себя.
19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта – читай и все.
20. Быть хорошим читателем – это способность, которую надо развивать

*Год чтения в Челябинской областной юношеской библиотеке: Сборник материалов /Сост. Г.Н. Касимовская, ГУК ЧОЮБ. – Челябинск, 2004. – 30 с.





Приложение

Чтение в жизни молодежи
АНКЕТА*
Как вы проводите свободное время?
 - общаюсь с друзьями
 - слушаю музыку
 - смотрю телевизор
 - играю на компьютере
 - занимаюсь на секциях, кружках
 - читаю книги
 - иное.
 2.Любите ли читать книги? Какие книги читаете?
 - люблю читать
 - читаю только по школьной программе
 - не читаю
 3.Помните ли Вы первую прочитанную книгу детства? Назовите автора и название книги.
 4.Любите ли Вы получить в подарок книги?
           Да.                                                         Нет.
 5.Подарили (дарите) ли Вы сами книги в подарок?
           Да.                                                          Нет.
 6.Как Вы думаете: лучше читать библиотечные книги или покупать самим?
       Библиотечные.                                   Иметь дома.
 7.Изучаете ли Вы дополнительную литературу для освоения предмета?
             Да.                                                          Нет.
 8.Кого из писателей-классиков Вы любите и читаете с удовольствием?
   Назовите их.
 9.Кого из современных писателей рекомендовали бы Вы читать, Вашим
 сверстникам?
10.Какую литературу Вы читаете с интересом?
 - приключения, детективы
 - классику
 - фантастику
 - о любви
 - по школьной программе
 - сказки
 - поэзию
 - иное
 11.Назовите, пожалуйста, книгу, которую читали в последнее время.
 12.К каким средствам массовой информации чаще обращаетесь?
 - периодика
 - телевидение
 - интернет
13.С какой целью Вы читаете периодические издания?
  - образовательной
 - чтобы отдохнуть
 - чтобы быть в курсе событий
14.Довольны ли Вы фондом периодических изданий обслуживающей Вас
библиотеки. Что бы хотели выписать еще.
        Да.                                              Нет.
15.Назовите передачи, которые наиболее часто смотрите по телевизору.
16.Как Вы думаете, человек может жить без книги?
       Да.                                               Нет.












Приложение
Из сочинений современных читателей
О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают, насколько чтение обогащает духовный мир человека.
На первый взгляд кажется, что чтение – вопрос современности, однако, о важности книг задумывались уже много лет назад. Тысячи лет назад великими умами того времени собирались огромные библиотеки, такие как Великая библиотека в Александрии, библиотеки Ватикана, библиотеки в древнем Риме и в монастырях западной Европы. Даже в Древней Руси имелись свои немаленькие библиотеки, первую из которых основал Ярослав Мудрый.
Важность книг и чтения доносят до нас даже старые русские пословицы, такие как: “Кто много читает, тот много знает” или, например, “Книга мала, а ума придала”. И уж если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга?
Совершенно очевидно, что читающий человек знает больше, понимает больше, а, следовательно, и рассказать другим может больше, чем не читающий. Читая книгу, человек будто бы проживает ещё одну жизнь, ведь он переживает, чувствует то, что чувствуют герои книги, старается понять их действия, мысли и побуждения. Он, словно, набирается эдакого воображаемого жизненного опыта, который, несомненно, в будущем ему не раз ещё пригодится. Это уже не говоря о том, что читающие люди пишут намного более грамотно, чем люди, не бравшие книгу в руки. Они, элементарно, более мягко и доступно излагают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе легче и приятней.
Книги открывают человеку новые миры, новые горизонты, новые впечатления и переживания. Один неглупый человек в своё время написал: “…чем больше вариантов выбора у человека в каждой конкретной ситуации, тем больше его духовный мир”. Само собой, книги не дадут вам всех ответов, и всех вариантов на все случаи жизни. Однако, читая книги, вы обогатите свой разум ответами, до которых уже добрались люди, их написавшие. Ваш разум наполнится идеями и мыслями, которые расширят ваше мировоззрение, упрочнят позитивное отношение к жизни и окружающему миру, обогатят вас новыми идеями и целями. А не это ли духовный мир человека?
Само собой, к чтению книг, как и ко многому в жизни, нужно подходить с умом. Весьма сомнительно, что читая только Стивена Кинга, или, например, исключительно Дарью Донцову, можно набраться вселенской мудрости. Многие люди, по своим личным убеждениям, читают только русскую классику. Другие не признают ничего, кроме классики западной. Третьи вообще напрочь открываются читать что-либо, кроме научной фантастики или мистики. На мой взгляд, это не очень-то правильно. Читать нужно всё. По крайней мере, пробовать. И чем больше в жизни человек прочтёт, тем больше он узнает и поймёт. Кто знает, может быть, ему даже откроются некоторые тайны, сокрытые от человечества веками.
В заключении хочется вспомнить всем известную фразу и немножко перефразировать её на свой лад: “Глупый учится на своих ошибках, умный – на чужих, а мудрый… учится с помощью книг”.
Читать модно
Книга быть может наиболее сложное и великое чудо
из всех чудес, сотворенных человеком.
Чтение — это одно из занятий, которыми в наше время увлекаются не многие. Но с уверенностью могу сказать, что читать — модно. Еще с давнейших времен книги — это не только источник знаний, но также неисчерпаемый источник жизни, а так, же многих полезных вещей. Лишь только читая, человек может постичь многие тайны и воспитать свои чувства. Я не представляю жизнь без чтения книг. Оно заставляет правильно мыслить и обдумывать совершенные поступки. Любить читать — это никогда не знать скуку, оно доставляет максимум наслаждения. Меня особо волнует вопрос: «Почему молодежь так мало читает?» Но задумавшись, я понимаю, что для многих это пустая трата времени. Но они обманывают себя ведь читать — это не только модно, но приятно и полезно. Как много доброго человеческого и близкого нам в творчестве таких выдающихся поэтов, как Пушкин, Тургенев, Гоголь, Достоевский. Все эти писатели дарят нам понимание о жизни, заставляя задумываться над своим существованием. Жаль, что молодежь этого не понимает, ведь появление интернета повлекло за собой потерю интереса к книгам. Но это далеко не так. Интернет, на мой взгляд, потупляет ум человека. В детстве меня учили, что книги — это лучшие друзья, и они были, есть и будут актуальны всегда. Чтение модно, потому что, читая, человек дает возможность развиваться своей памяти, воображению. Недаром многие интеллектуальные люди в нашем обществе носят с собой небольшую книжку. Чтение — это шанс любого получить хорошее образование, а также улучшить свой взгляд на жизнь. Книги рождают мечту, а также вдохновляют на интересную беседу. Когда я стою у книжной полки и думаю: «Чем же интересна любая книга вообще?» Я думаю, в ней может привлечь острый сюжет, конфликты между героями, какие — то исторические сведения, главное, пожалуй, самое главное — проблемы, поставленные в книге. И, читая книжку, мы вместе с автором и героями решаем эти проблемы. Это настолько интересно и захватывающи, что хочется читать вновь и вновь. Я боготворю чтение, так как оно очищает нашу душу. По мнению Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», и я с ним полностью согласна. Я желаю, чтобы каждый извлек для себя урок из того, что чтение поможет нам сделать успешную карьеру. Имеет место развитию таким качествам как: интеллектуальная развитость, порядочность и интеллигентность.

Источник: http://shkolazhizni.ru/school/articles/47635/
© Shkolazhizni.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий