понедельник, 23 января 2017 г.

ГИА по рус.яз (диктант) 9кл. 2017г

                                                  ТЕКСТЫ ДИКТАНТОВ
                             ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
                                                  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
                               ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вариант № ХХХ
«Поэзия» – слово греческое, оно происходит от глагола «творю», «создаю». Поэзия –
это то, что создано, вернее, воссоздано человеком, его мыслью, чувством, воображением.
Древние греки называли поэзией искусство человеческой речи вообще, имея в виду прозу и
стихи, театральную декламацию и философский спор, судебную речь и поздравление другу.
В настоящее время мы называем поэзией только стихотворное искусство, но в нашем
сознании живо представление о поэзии как о чем-то возвышенном, красивом, необычном. В
самом деле: любить читать, писать стихи может лишь тот, в чьей душе живо поэтическое
начало, то есть желание и способность, отвлекаясь от конкретных окружающих
обстоятельств, входить в мир условный, неосязаемый, невидимый (в отличие от кино и
театра), неслышимый (в отличие от музыки), лишь воображаемый. Страдать, удивляться,
радоваться, негодовать – и все это по поводу того, что лично тебя не касается, что было с
другими, а может, и вообще не было. Понятно, что поэтическое начало в человеке плохо
уживается с эгоизмом, пошлостью, корыстолюбием. Оно либо победит и вытеснит зло, либо
покинет вас незаметно, но навсегда. Недаром обыватели, как правило, не любят стихов. (169
сл.) По Е. Дрыжаковой

Вариант № ХХХ
 Почти каждому человеку, очевидно, знакомо ощущение неизбежного счастья. Оно
как будто ждет за порогом. Стоит только распахнуть дверь, чтобы счастье ворвалось вместе
с ветром и шумом листвы в вашу комнату.
 Это ощущение всегда застает нас врасплох. Чаще бьется сердце, мысли, перебивая
друг друга, теснятся в сознании, человек улыбается, сам не зная чему.
 Так иногда бывает, – идет обыкновенный дождь, вы открываете окно, и вдруг вам
кажется, что золотые, обильные ливни вьются над всей страной и шум дождевых капель в
лесах, в траве, в чаще садов говорит о богатстве, о блеске, о прекрасном будущем этой
земли.
 Радуги стоят торжественными триумфальными арками, входом в сказочные,
затянутые дымом стихающих дождей, беззаботные страны.
 Или внезапно в памяти всплывают где-то давно прочитанные строки: «Из царства
льдов, из царства вьюг и снега так чист и свеж твой вылетает май», – и по-новому, почти по-
детски раскрывается облик недалёкой весны.
 Когда в сознании писателя рождается книга, он испытывает такое же чувство
приближающегося неизбежного счастья. (164 сл.)  К. Паустовский

Вариант № ХХХ
 Май – это месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз.
Душистой смолою пахнет бор. У освещенной солнцем старой сосны резвятся веселые
проказницы-белки. Радуются они теплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои
пушистые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.
  Передо мной – молодой березовый лес, умытый дождем. Он еще голый, без листьев.
Стволы березок тонкие, белые, а ветви лиловые. На концах ветвей сережки висят, а на
сережках сверкают капли дождя. Снизу от влажной земли пар поднимается, плывет над
поляной. А воздух теплый, влажный и пахнет сырой землей, горечью набухших березовых
почек. Кругом по деревьям птицы поют: зяблики, овсянки, скворцы, дрозды. Вдали кукушка
кукует. Все певцы на свой манер стараются.
  Будто в сказке, с каждой минутой прямо на моих глазах лес распускался и зеленел.
Набежал ветерок, качнул мохнатые нежно-зеленые ветви березок, и я вдруг услышал легкий,
едва уловимый шум, похожий на сдержанный шепот, первый шум молодой листвы. Тот, кто
любит природу, сразу поймет меня. Поймет и оценит, что значит услышать в лесу первый
зеленый шум. (174 сл.)  По Г. Скребuцкому

Вариант № ХХХ
  Настоящий, хороший композитор, сочиняя музыку, отдает ей все свои душевные
силы. И слушатель, если он хочет по-настоящему услышать музыку, услышать ее так, как
она сочинена и как она исполнена, тоже должен отдать ей все силы своей души.
Подлинно талантливый музыкант, исполняющий бетховенскую музыку, как бы
перевоплощается в этот момент в Бетховена. Если он не сживается с этой музыкой так,
словно сам создавал ее, ему трудно будет увлечь ею своих слушателей. Но и каждый
хороший слушатель тоже сможет ощутить в себе частичку Бетховена, если будет вместе с
исполнителем жить одной жизнью с этой великой музыкой.
  И быть может, одно из самых чудесных свойств музыки, как и всякого искусства,
состоит в том, что, чем больше душевных сил мы ей отдаем, тем больше новых сил в ней
черпаем. А невнимательное, незаинтересованное слушание музыки, точно так же как
невнимательное чтение книг или рассматривание картин, только утомляет нас, отбирает
наши силы, а взамен ровно ничего не дает, разве что вызывает пагубное заблуждение, будто
бы скучно это, непонятно и неинтересно ...
   Чтобы быть хорошим слушателем, нужно учиться. Главное, что требуется, – это
стремление узнать что-то неизведанное. (179 сл.) По Д.Б. Кабалевскому

Вариант № ХХХ
   Мы живем ожиданием и утверждением жизни. Ожидание – это возможность счастья,
вера в облегчение, это первая любовь, которая будет, это вечерняя прохлада после
нестерпимого зноя, это белое после черного, смех после слез. Ожидание всегда связано с
переходом от одного душевного состояния к другому: оно рождает надежду. И мы
продолжаем жить, бороться и искать истину, так как мы живем будущим. Мы живем верой в
человеческие возможности и в возможности нашего общества.
  Искусство – это память народа. Очень многое было бы потеряно в нашем душевном
опыте, если бы не были написаны книги, не были созданы фильмы. Главное же для писателя
и сценариста – объект его наблюдения, объект его исследования – люди, их страсти, их
поступки. Люди живут, объединенные в общество. Толчки к творчеству идут извне.
   Я ненавижу в жизни и в своих книгах несправедливость, ложь, равнодушие,
предательство, карьеризм, и я хочу верить, что золотые истины могут победить, и они
побеждают свинцовые инстинкты! И я ищу в людях активное добро, мужество,
товарищество и единение, не умиляясь и не приукрашивая человека, но и не унижая его
презрением и жалостью. (172 сл.) Ю. Бондарев

Вариант № ХХХ
   Есть старая легенда о том, как через мирный и веселый город прошел никому не
известный волшебник, играя на флейте, и увел за собой всех городских детей, зачарованных
свистом флейты. Дети ушли за волшебником и не вернулись.
  Эту легенду я вспомнил, когда думал о нашем удивительном писателе Александре
Грине. Если бы он, войдя в какой-нибудь город, начал рассказывать у самой заставы какую-
нибудь из своих великолепных историй, то, может быть, он увел бы за собой из города не
только детей, но и все взрослое население ...
 Я завидую тем из вас, тем из юных читателей, которые впервые прочтут Книгу о
корабле с алыми парусами, эту чудесную историю, феерию, сказку, что могла бы увести за
собой тысячи и тысячи людей ...
 В чем сила этой книги?
Прежде всего, в ее редчайшей поэтичности ...
 Из этой книги вы узнаете одну истину. Какая же это истина? «Я понял одну нехитрую
истину, – говорит Грин устами своего героя – капитана Грея. – Она в том, чтобы делать так
называемые чудеса своими руками».
 Книги Грина долго еще будут сверкать, не умирая, как сверкает каждая подлинная
драгоценность человеческого духа. (178 сл.)По К. Паустовскому

Вариант № ХХХ
   Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их
образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной. Однако этого
мало. Речь может быть правильной, но не соответствовать целям и условиям общения. В
понятие хорошей речи включаются, как минимум, три признака: богатство, точность и
выразительность. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря,
разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций.
   Точность речи – это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают
содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность
создается с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих
условиям и задачам общения.
    Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня
речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим
образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее
подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких
обстоятельствах он обращается. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для
этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в
употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой
словарь, учиться чувствовать своего собеседника. (188 сл.)  По В. Капинос

Вариант № ХХХ
  Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен
множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.
   Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Они
заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими
людьми.
   Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со
страниц любимых книг ...
   Всего не перечислишь, не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда
видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые события?
   Какие интересные люди и увлекательные познания?
   Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.
  Читайте, но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от ученья, от работы.
Сначала ученье, потом чтение. Это – закон.
  Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только
перед человеком просвещенным и знающим.
   Учитесь у героев любить свою землю: ее поля и леса, города и заводы, ее небо, ее
реки, ее язык и искусство.
   Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной
страницы из новой книги. (179 сл.) По К. Паустовскому

Вариант № ХХХ
   Не есть ли красота отражение человеком природы, подобно познанию?
И я представил себе, что земля наша, этот сказочный цветущий сад Вселенной со
всеми его закатами, восходами, свежими утрами и звездными ночами, студеным холодом и
жарким солнцем, со всем его светом, прохладной тенью, июльской радугой, летними и
осенними туманами, дождями, белым снегом, – представил, что наша земля непоправимо
осиротела. Что ж, вообразите: на ней нет более человека – и глухая пустота шуршит в
каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком
голоса, ни смехом, ни криком отчаянья.
   В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу же потеряла
бы свой высочайший смысл быть кораблем, колыбелью человека в мировом пространстве, и
вмиг утратилась, исчезла бы ее красота. Ибо нет человека – и красота не может отразиться в
нем, в его сознании, и быть оцененной им. Для кого она? Для чего она?
   Красота в красоте и для красоты бессмысленна, мертва, так же как, в сущности, и
разум для разума.
   Красота связана с жизнью, жизнь – с любовью, любовь – с человеком. Как только
прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе. (183 сл.)
По Ю. Бондареву

Вариант № ХХХ
  А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас
мире. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый
раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи
сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.
Многое зарождается в детстве и в близком.
   Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.
   Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, страну.
А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо
любить в человеке человека.
   Надо быть патриотом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому
что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.
  Большая цель добра начинается с малого: с желания добра своим близким, но,
расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
   Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь
же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все
выше, а человек, их центр, мудрее. (183 сл.)  По Д. Лихачёву


Вариант № ХХХ
    Быть настоящим человеком – это талант. Давно известно, что талант – это во многом
трудолюбие и терпение. Чтобы добиться мастерства в любом искусстве, нужно неустанно
упражняться, то есть совершенствоваться. Это знает и художник, и музыкант, и певец, поэт и
ученый – словом, каждый мастер своего дела, будь то великий гений Моцарт или просто
хороший токарь.
    Да, это старая истина. А вот далеко не каждый знает, что прожить жизнь свою
достойно на земле – это тоже большое искусство, быть может, даже более сложное, чем
любое другое мастерство. И оно тоже требует неустанного упражнения, только упражнения
своей души ...
    В жизни случается все: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды. Но
настоящий человек защищен и в беде высшими, непреходящими ценностями: верностью
идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в
борьбе за правду. И понимать всю ответственность за свою жизнь, за жизнь всего
человечества.
   Все эти ценности связаны неразрывно, это и есть то, что мы называем настоящим у
человека: мужеством и готовностью его к жизни. (163 сл.)
По Р. Фраерману

Вариант № ХХХ
   Позади годы отрочества. Ты был в конфликте чуть ли не со всем миром. То мир тебя
не понимал, то ты его не понимал. Разрыв между мечтой – мыслью неясной и возвышенной
– и действительностью приводил в недоумение. Ты не научился еще реально смотреть на
мир, взвешивать свои силы.
   Теперь тебе предстоит научиться соотносить мечту со своими возможностями,
понять: чем больше человек знает, тем полнее он воспринимает мир. Истинное счастье –
удел знающих, умеющих, ищущих. Значит, учиться надо не потому, что надо, а для интереса
в жизни.
   Ради чего вообще пришли мы на землю? Какой мы след оставим после себя? Если ты
подумаешь и ответишь на эти вопросы, – значит, ты уже имеешь свою жизненную позицию,
ты всерьез решил оставить после себя добрые дела. А добрых дел очень много: построенный
дом, вспаханная земля, написанная картина, воспитанные тобой дети, защищенная тобой
природа.
   Лев Толстой писал: «Праздный ум – это пища для дьявола». Не оставляйте ума и рук в
праздности! Сегодня же, сейчас же заставьте сделать себя тот правильный шаг, который вы
откладываете, повторите это завтра, послезавтра, найдите разумное сочетание между «хочу»
и «надо» – и вы станете счастливыми. (183 сл.)
А. Алексеева

Вариант № ХХХ
   Поэзия – это неожиданность. Неожиданность, новизна чувства, наблюдения, мысли,
детали.
   Поэзии нужна точность, а не ясность. Поэзия имеет дело с подтекстом, с аллегориями,
с поисками, с интонационным строем фразы. Невозможно описать человеческое лицо,
отражающее сложность чувств и мыслей, состояние человеческой души. Здесь ясности не
достигнуть, а точность достижима. Притом язык природы не всегда можно ясно перевести
на человеческий язык ...
    Поэзия – это судьба, а не ремесло. Пока кровь не выступает на строчках, поэта нет,
есть только версификатор. «Евгения Онегина» мы запоминаем не потому, что это
«энциклопедия русской жизни», а потому, что там любовь и смерть.
    Стихи требуют чтения внимательного, неоднократного перечитывания. Стихи
должны читаться в разное время года, при разном настроении.
     Поэзия непереводима, глубоко национальна. Совершенствование поэзии, развитие
бесконечных возможностей стиха лежит в границах родного языка, быта, предания, чувства,
литературных вкусов. Свободный стих продиктован желанием сделать язык поэзии
переводимым, приблизив его к прозе.
    В стихах есть закон «все или ничего». Или это рифмование строк – стихи, или «не
стихи». Более квалифицированных и менее квалифицированных стихов попросту не
существует. (165 сл.)
По В. Шаламову

Вариант № ХХХ
     Константин Паустовский в повести «Золотая роза» вспоминает о том, как однажды
один писатель принес в редакцию «Моряка» свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и
интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочли этот рассказ и смутились:
печатать его в таком небрежном виде было нельзя ... Корректор взял рукопись и поклялся,
что, работая над ней, не выбросит и не впишет ни одного слова. И вот что, вспоминает
Паустовский, произошло на следующее утро: «Я прочел рассказ и онемел: это была
прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности словесного
разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено
ни одного слова.
– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно все знаки препинания. Особенно тщательно я
расставил точки. И абзацы. Это великая вещь».
Не случайно знакам препинания отводится такая роль. «Они существуют, – писал
Паустовский, – чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать
фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки: они
твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (173 сл.)
Из журнала

Вариант № ХХХ
    Пушкин! Это имя сопровождает на всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом
раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов матери: «Ветер по
морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских сказок: о царе Салтане, о мертвой
царевне, о попе и его работнике Балде – живет с нами и позже, в школьные годы.
А важнее всего то, что писатель учит нас чувствовать поэзию русского народа.
Пушкин будит в юных сердцах любовь к художественному слову, и за это мы благодарны
поэту всю жизнь.
    Добрый и умный спутник, напоминает он нам о великих богатствах души, о ее
свободолюбии, благородстве, о мужественной борьбе за счастье, мир, справедливость.
   Все это можно найти в пушкинских произведениях, если задуматься над тем, какие
чувства и мысли владели поэтом, когда он создавал свои шедевры.
    Пушкин писал только о том, что его волновало, на что он не мог не откликнуться.
Всем своим творчеством Пушкин служил родному народу, и народ платит ему
ответной любовью.
   Чудесный русский язык раскрыл поэту все свои богатейшие возможности. (169 сл.)
По Вс. Рождественскому

Вариант № ХХХ
    Добиваться в жизни прекрасного, открывать в людях и в самих себе такие богатства
духа и такую силу, о какой вы не подозреваете, доводить все достоинства в человеке до
полного расцвета, искать и находить поэтическую сущность всюду, где она есть, и тем
самым все прибавлять и прибавлять людям счастья – разве это не чудо из чудес на нашей
земле?
   «Чудо может обнаружить себя во всем, – говорит Грин. – В улыбке, в веселье, в
каждом сказанном вовремя нужном слове».
   Чудо – это не превращение сургуча в алмазы… Чудо – это каждый случай, зависящий
от нашей человеческой воли и наполняющий нас сознанием счастья. Никто из нас, конечно,
не может ясно, коротко и точно объяснить, что такое счастье. Или, иначе говоря, дать
формулу счастья. Это понятие нельзя намертво закрепить в свободной формуле. Да и нужны
ли эти объяснения и формулы?
   Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя не почувствовать и не увидеть,
даже если малейшая его крупинка попалась нам на пути.
    Поэтому о счастье можно рассказать. Не беда, если этот рассказ будет несколько
бессвязным, если человек, охваченный счастьем, будет говорить не совсем ясно, как говорит
Грин о появлении корабля Грея с алыми парусами. (186 сл.)
По К. Паустовскому

Вариант № ХХХ
   Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя
дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
   Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину и даже
открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный
человек.
   Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он
невоспитанный человек.
   Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих
близких, – он невоспитанный человек.
   Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не
замечает, что они уже сами нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.
  Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда
кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он
невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
   Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому
собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной
степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению. (173 сл.)
Д. Лихачёв

Вариант № ХХХ
    Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное
богатство: Родину. Ее не выбирают по своему вкусу и желанию, как не выбирают себе мать.
Родина, как и родная мать, – это твоя судьба, доставшаяся тебе на радость и на горе, на все
испытания, муки и восторги, на непрестанный каждодневный труд и на редкие праздники. И
потому-то принимать ее надо без ропота и желчного недовольства, без плебейской зависти к
другим людям и народам, родившимся на иной, возможно, более теплой и благодатной
земле.
    Возблагодари же за честь называться ее сыном! Раздели с Родиной ее судьбу, храни
ей верность, оберегай, цени, не кляни в злую минуту жизни, а делай все для нее, что в твоих
силах сделать хорошего, доброго, – это и будет главным мерилом твоей порядочности и
благородства.
     Не жди и не требуй награды за верность. Награда тебя непременно найдет, и это будет
спокойное, гордое сознание, что не зря жил, не был бесполезным для Родины человеком, что
исполнил свой главнейший долг гражданина – прожил жизнь честно, по совести, без обмана,
так что не жжет стыд перед детьми и внуками. И они, твое продолжение на земле,
благословят твою память. (187 сл.)
По В. Ткаченко

Вариант № ХХХ
    Литература дает нам колоссальный, обширнейший, глубочайший опыт жизни. Она
делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и
понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к
другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.
Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное
часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с
удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли
программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы
почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это
сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз. У
человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно,
которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке
окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то
просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. (173 сл.)
Д. Лихачёв

Вариант № ХХХ
   Доказывать, что благородство человека определяется не положением и не знатным
происхождением, вряд ли стоит.
   В основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга. Кодекс
благородного человека включает в себя такие понятия, как честность, прямота, смелость,
принципиальность, настойчивость и в то же время – гуманность, широта взглядов, умение
щадить слабого, быть выше мелочей.
   Есть люди, которые путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью,
зазнайством. Любое критическое замечание в свой адрес они воспринимают как оскорбление
собственной чести. Человека, способного на благородный поступок, обладающего чувством
собственного достоинства, как раз труднее всего обидеть или оскорбить. Он не станет
кипятиться по пустякам и слишком оберегать свое достоинство. У кого оно есть, у того его
не отнимешь.
   В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному
человеку. Обладающему этим качеством чужды амбиция и высокомерие.
   Признать свою ошибку, извиниться, не бояться попасть в глупое положение ради
выручки товарища – это вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот
– сохранить его!
   Истинное благородство неуязвимо для мелочей жизни, потому что оно видит более
широкие интересы.
Надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым
человеком. Это и называется благородством. (181 сл.)
По Ю. Ценину

Комментариев нет:

Отправить комментарий