Синтаксические нормы
(построение предложения с деепричастием). ТЕОРИЯ
Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.
Говоря о богатстве
языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.
|
Следующий далее теоретический материал взят из
книги Г.Т.
Егораевой «Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций».
Выбирая правильное продолжение предложения,
начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором
идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному
действию, речь о котором идёт в сказуемом: Сидя на ветке, белкагрызла орехи.
(Грызла (к а к?) сидя на ветке). Поэтомуи основное, и добавочное действие должны
выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель –подлежащее,
выполняющее оба действия).
Обратимся к примеру:
1. Готовясь к приёму
гостей, производится тщательная уборка.
2. Готовясь к приёму
гостей, я всегда тщательно убираю квартиру.
В данном случае в обоих предложениях есть
подлежащее (уборка; я). Но при этом в 1-м предложении подлежащее «уборка» не
может выполнять действие, о котором идёт речь в деепричастном обороте: «уборка»
не может «принимать гостей». Значит, 1-е предложение содержит
грамматическую (синтаксическую) ошибку.
Во 2-м предложении подлежащее «я» выполняет
и основное действие, заключённое в сказуемом «убираю», и
добавочное, заключённое в деепричастии «готовясь».
Следовательно, в этом предложении нет грамматической (синтаксической)
ошибки.
В односоставных
определённо-личных предложенияхс деепричастным
оборотом подлежащего нет, сказуемое в них может быть выражено глаголом в
следующих формах:
1. В форме повелительного наклонения: Читая
исходный текст, обращайте внимание на способы выражения
авторской позиции.
2. В форме 1-го или 2-го
лица изъявительного наклонения: Читая исходный текст, обращаювнимание на
способы выражения авторской позиции.
В односоставных
безличных предложенияхдеепричастный оборот
может быть употреблён только в том случае, если в сказуемом есть форма инфинитива:
Читая исходный текст, следует обратить внимание на
способы выражения авторской позиции.
Таким образом, основные способы грамматически
верных продолжений предложений с деепричастным оборотом представлены в
следующей таблице.
Начало
предложения (деепричастный оборот, обозначающий добавочное действие
сказуемого)
|
Правильные
варианты предложений
|
Готовясь к ГИА по
русскому языку,…
|
…ученик повторял
синтаксис простого предложения. (Есть подлежащее,
которое выполняет и основное действие, заключённое в сказуемом «повторял»,
и добавочное, заключённое в деепричастии «готовясь».
|
…решаю (решаем,
решаешь, решаете) сложные тесты. Есть
сказуемое в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (можно
восстановить подлежащее, выраженное местоимениями я, мы, ты, вы).
|
|
…тщательно
повторяйте пройденное. (В определённо-личном предложении есть
глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения).
|
|
…необходимо
тщательно повторить пройденный материал. (В сказуемом безличного предложения есть ИНФИНИТИВ).
|
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
1. Деепричастный оборот не может быть
употреблён, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие,
выраженное деепричастным оборотом,относятся к разным лицам (НЕЛЬЗЯ: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро»).
2. Деепричастный оборот не может быть
употреблён в безличном предложении, если в составе
сказуемого нет инфинитива глагола (НЕЛЬЗЯ: «Гуляя вечером,мне нездоровилось»).
3. Если предложение выражено конструкцией
со
страдательным причастием, деепричастный
оборот не может быть употреблён, т.к. исполнитель
действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного
деепричастием, не совпадают (НЕЛЬЗЯ:«Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет
осмотрен техниками»).
«Подъезжая к сией станции… у
меня слетела шляпа»
Эта фраза-пародия (из юмористического рассказа
А.П. Чехова) страдает не только орфографической неграмотностью («сией» вместо сей), но
и стилистической беспомощностью: в ней нарушено правило, чтобы
обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В приведенном
примере речь идет о действиях двух предметов в грамматическом
значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и о
шляпе(она слетела). В неправильном построении этого
предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно
свободно располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сей станции, у меня
слетела».
Сравните также неправильное употребление
деепричастия в предложениях: «Прощаясь с друзьями, один из них сказал
мне…»; «Возвращаясь домой, меня застиг дождь». Примеры из ученических
работ: «Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина
создались присущие этому обществу навыки, привычки и взгляды»; «Читая эти
строки из романа „Как закалялась сталь“, создается впечатление, что автор
выражает наши мысли и чувства» и т. п. В подобных случаях
деепричастные o6ороты следует заменять придаточными предложениями
обстоятельственными.
Встречающиеся у писателей-классиков
отступления от литературной нормы представляют собой либо галлицизмы (обороты,
возникшие под воздействием французского языка, где такие конструкции
допустимы), либо результат влияния народной речи. Например: …Имея право
выбирать оружие, жизнь его была в моих руках (А.С. Пушкин); Проезжая
на возвратном пути в первый раз весной знакомую березовую рощу, у меня голова
закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания (И.С.
Тургенев).
Не используются деепричастные обороты в
безличных предложениях типа «Подходя к лесу, мне стало холодно»(в
этом предложении имеется логическое подлежащее мне, но нет
грамматического подлежащего, которому можно было бы приписать действие,
выраженное деепричастием). Поэтому устарелыми представляются предложения,
подобные следующим: …Убедившись, что понять этого он не сможет, ему
стало скучно (Л.Н.Толстой); Прочитав внимательно рассказ, мне
думается, что редакторских поправок в нем нет (М. Горький).
Возможно употребление
деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола, например: Выполняя это
упражнение, нужно руководствоваться указаниями, приведенными в
задании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий