среда, 26 апреля 2017 г.

подготовка к ПА по русскому языку 10 кл.

     ПОВТОРИТЬ  УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ   ДЛЯ    ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ    ПО РУССКОМУ ЯЗЫК  
правила правописания.
Буквы Ь и Ъ.
4. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласных, кроме шипящих, на конце слова, например конь, соль, темь.
Примечание. На конце слова после шипящих буква ь ставится для обозначения
формы слова, например:
 глушь (см. п. 20), стричь (см. п. 66), отрежь (см. п. 67).
5. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласного звука, стоящего перед твердым согласным, например: возьму, молотьба, нянька, восьмой.
6. Между мягкими согласными буква ь пишется в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость, например: возьми  возьму, молотьбе  молотьба, няньки  нянька, восьми  восьмой, (сравните слова, в которых между мягкими согласными не пишется буква ь; ветви (потому что ветка), черви ( потому что червоточина), смерть (потому что смертный).
Примечание 1. В некоторых случаях буква ь ставится между согласными для обозначения грамматической формы: 1) в глаголах повелительного наклонения (приготовьте, сядьте, познакомьтесь); 2) в неопределенной форме глагола (приготовиться, садиться, познакомиться); 3) при склонении некоторых существительных и числительных (детьми, людьми, лошадьми, четырьмя).
Примечание 2. После шипящих буква ь употребляется или для обозначения формы слова, или в качестве отдельного знака: 1) ешьте, режьте (форма повелительного наклонения); 2) умываешься (форма второго лица единственного числа); 3) остричься (неопределенная форма глагола); 4) рожью(в качестве отделительного знака).
7. Буква ь употребляется после мягкого л, стоящено перед любым согласным (и твердым, и мягким), например: вольный, мельница, сельдь, вскользь.
Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: гулливый, эллин (грек).
8. Буква ъ употребляется только в качестве отделительного знака перед буквами е(ё), ю, я в следующих случаях:
а) между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё), ю, я, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный;
б) в сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: двухъярусный, трехъязычный;
в) в иноязычных словах после иноязычных приставок, например: адъютант, инъекция, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский и т. п.

 Проверяемые безударные гласные

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лиса (ли́сы),примерять (ме́ритькостюм  примирять (мир) соседей; развевается (ве́ятьфлаг  развивается (разви́тиепромышленность; холодильник (хо́лодхоло́дный).
Ср. различное написание безударных гласных корня в близких по звучанию словах; залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать(рот), пристежной (воротник) – пристяжной (о лошади), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде) и т.п.

Примечание 1. В некоторых корнях наблюдается чередование гласных. Количество таких корней ограничено  
Примечание 2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Примечание 3. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать. Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня апперципировать, хотя апперцепция; дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция  инъецировать, проекция -- проецировать и нек. др.

                             О,  Ё  после  шипящих
После шипящих под ударением в корне пишется е(ё)соответствующее в произношении звуку оесли в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (чёрный  чернеть, жёлтый  желтизна); при отсутствии таких соотношений пишется о. Ср.:
а)      бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;
б)      артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс -отк-а), трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (слово шероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.

Примечание 1. Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шо́мпол – шомпола́.
Примечание 2. Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг (последние сопоставляются с корнем жечь  жёг).
Примечание 3. Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о, например: ки́шка – кишо́к, рожо́н – рожна́.

3.      В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге, например: жоке́йжолнё́ржонглё́рмажордо́мшовини́змшоки́роватьшокола́д, шоссе́, шотла́ндскийшофё́р.

4.      В собственных именах о после шипящих возможно как в ударном, так и в безударном положении, например: Чо́серЧохе́лиШо́лом-Але́йхемШока́льский.




Образование форм слова.
  1. Сравнительная степень прилагательных и наречий.
При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый», либо суффиксы «е», «ее», «ейш», «айш».
Красивый – более красивый или красивее
                     самый красивый или красивейший
Нельзя: более лучший   (Ошибка: более интереснее; красивше)
              менее худший

  1. В род. п. мн. ч.  нулевое окончание имеют слова:
А) парные предметы: сапог, валенок, ботинок, чулок.
НО! носков
Б) военные профессии: солдат, партизан
В) национальности с основой на –н, -р: грузин, болгар, армян.
НО! узбеков, казахов.
Г) единицы измерения: вольт, ампер
НО! килограммов, граммов, гектаров
Д) названия фруктов: яблок
НО! апельсинов, мандаринов, лимонов, помидоров

  1. Числительные оба, обе
Числительное обе употребляется с существительными женского рода, а оба - с сущ. мужского и среднего рода.
И.п. оба           обе
р.п. обоих       обеих
д.п. обоим       обеим
т.п.  обоими    обеими
в.п. обоих        обеих
п.п. об обоих   об обеих
Лес тянулся по обеим сторонам реки.

4. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро,..) употребляются с существительными муж. рода, с парными сущ., детенышами животных.

5. Их (не ихний), класть (не ложить), жжёт (не жгет)
грущу по вас
тоскуешь по нас
скучает по вас

6. Окончания сущ. м.р. в И.п.мн.ч.


-а,-я
адреса, берега, века, города, директора, доктора, донья, желоба, жернова, инспектора, катера, округа, острова, отпуска, паспотра, повара, профессора, сорта, стога, фельдшера, штемпеля, якоря.


-ы,-и
авторы, аптекари, агитаторы, бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, лидеры, конструкторы, конюхи, ораторы, офицеры, приговоры, порты, почерки, ревизоры, редакторы, снайперы, стажеры, слесари, торты, тракторы, шоферы, контейнеры, цехи.


7. Числительные.
В творительном падеже слово оканчивается на –тью. Склоняются все части числительного: пятьюдесятью. (Ошибка: С пятистами рублями)
8. Образование формы существительного.
У существительных на –мя: бремя, время, стремя, вымя, имя, пламя, семя, знамя, племя, темя в род., дат.. предлож. падежах ед. числа и во всех падежах мн.ч. к корню прибавляется суффикс –ен (-ён): времени, стремени, имени. (Ошибка: не хватает время)
Грамматические ошибки в построении предложений.
  1. Не согласуется существительное с причастием. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.
(В своих статьях журналист поставил вопросы, волнующих многих современников. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.)
2. Не согласуются подлежащее и сказуемое.
(Много молодежи пришли на вечер танцев. Большинство возражали против такой оценки его творчества.)
3.Нарушена однородность членов предложения.
(Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества. Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.)
  1. Нарушено управление
(Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.)
упрекать (в чем?)
ругать (за что?)
повлиять (на что?)
свидетельствовать (о чем?)
информировать (о чем?)
видеть (что?)
интересоваться (чем?)
любовь (к чему?)
превосходство (над кем?)
преимущество (перед кем?)
  1. Предлоги по окончании
                            прибытии
                            завершении                    
                            возвращении (в значении после)
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом. (Вопреки замысла писателя, образ Штольца не получился идеальным. Благодаря этого влияния, Пьер считает себя учеником Баздеева.)
Предлог «благодаря» употребляется при указании на благоприятную причину, а предлог «из-за» на неблагоприятную или нейтральную. (Благодаря дождям мы не пошли гулять.)
  1. Смешение прямой и косвенной речи.
(Осуждая своих современников, М.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.)
  1. Предложения с деепричастным оборотом.
(Образ Наполеона появляется в произведениях А.Пушкина, оценивая его. Возвращаясь домой, меня застиг дождь.)
  1. Видовременная соотнесенность глагольных форм.
(Замирает на мгновенье сердце и вдруг застучит вновь.)



  Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

             Основные признаки имени существительного.
Общее грамматическое значение — это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а именно:
1) названия конкретных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, порт­фель, кровать, лампа);
2) названия живых существ (чело­век, инженер, девочка, юноша, олень, комар);
3) названия различных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);
4) названия различных явлений природы и общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война);
5) названия отвлечённых свойств и признаков (свежесть, белизна, синева);
6) названия отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).
Морфологические признаки имени существительного — это род, число, падеж, склонение. Имена существительные
1) принадлежат к одному из четырёх родов — мужскому, женскому, среднему, общему, но не изменяются по родам: океан, река, море; см. Как определить род имени существительного?;
2) изменяются по числам: океан — океаны, река — реки, море — моря;
3) изменяются по падежам: океан — океана, океану, океаном и т.д.; см. Какие есть падежи в русском языке?
Изменение по падежам и числам называется склонением. См. Как определить склонение имён существительных?

Начальная форма существительного — именительный падеж единственного числа.

Родительный падеж множественного числа существительных

 Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?

В этой шутке есть большая доля правды — здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа:
  • ов (ев): столов, компьютеров, платьев, поленьев,
  • ей: морей, скамей, мышей, дочерей,
  • нулевое: башен, вишен, туч, ущелий, оладий, брызг.
    Эта форма очень трудна, потому что закономерности выбора окончания хотя и существуют, но их очень много — и они непоследовательны.
   Так, одна из закономерностей заключается в том, что если окончание в начальной форме существительного ненулевое, то в род. падеже мн. числа — нулевое и наоборот: тётя и много тёть, дыня  дынь, яблоко  яблок, окно  окон, но стол  столов, печь  печей, мать  матерей.       Однако эта закономерность очень часто нарушается, сравните: один носок и пара носков; но один чулок и пара чулок; платье  платьев, море  морей.
    Изредка встречаются случаи вариативные, когда норма допускает два варианта окончания: баклажан и баклажанов, кедов и кед, свеч и свечей, туркменов и туркмен, простЫнь и простынЕй, будней и буден, граммов и грамм.
Рекомендуем запомнить следующие трудные случаи род. падежа мн. числа:

Слова с нулевым окончанием
  • обувь и одежда, надеваемая на ноги: чулки (пара чулок), сапоги (пара сапог), ботинки (пара ботинок), сандалии (пара сандалий), туфли (пара туфель); но пара носков
  • военные: гусары (нет гусар), партизаны (много партизан), солдаты (много солдат)
  • национальности: башкиры (много башкир), армяне (армян), болгары (болгар), осетины (осетин), цыгане (цыган)
  • слова на -ня, -ля: яблоня (нет яблонь), кухня (нет кухонь), вишня (нет вишен), вафля (нет вафель)
  • слова на -ца: блюдца (нет блюдец), полотенца (нет полотенец), щупальца (нет щупалец)
  • другие слова: погоны (нет погон), макароны (нет макарон), яблоко (нет яблок), сосиска (нет сосисок, а не сосисек), воскресенье (воскресений), ущелье (ущелий), оладья (оладий), ремесло (ремёсел), ведьма (ведьм), серьга (серёг), кочерга (кочерёг)  
Слова с окончанием ов (или ев)
  • носки (пара носков) — в отличие от пары чулок, пары сапог и других вещей, надеваемых на ноги. В разговорной речи возможен и вариант пара носок
  • фрукты и овощи: абрикосов, апельсинов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров
  • консервы (консервов)
  • центнеры (центнеров)
  • казахи (казахов), хорваты (хорватов)
  • комментарии (комментариев)
  • джинсы (джинсов)
Слова с окончанием ей
  • ясли (Яслей с ударением на первый слог)
  • ноздри (ноздрей), клешнИ (клешнЕй)
  • пельмени (пельменей)
  • падежи (падежей).
У некоторых слов нет именно формы род. падежа мн. числа (например, мечта, тахта). Нельзя сказать: «У нее было много разных мечт».



                                                Склонение существительных


Продуктивные типы склонений

К продуктивным (основным) типам склонений принадлежат три склонения существительных, к которым относятся большинство существительных русского языка:
·         I склонение – представлено существительными женского, мужского и общего рода, которые имеют в начальной форме окончания -а, -я. Примеры существительных 1 склонения: женщина, липа, юноша, папа, сластена, жадина.
·         II склонение – включает существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и существительные среднего рода, имеющие в начальной форме окончания -о, -е. Примеры существительных 2 склонения: борец, пенал, уголь, море, кольцо.
·         III склонение – представлено существительными женского рода, имеющими в начальной форме нулевое окончание. Примеры существительных 3 склонения: дочь, боль, соль, рожь, печь.

 

Непродуктивные типы склонений

К непродуктивным (неосновным) типам склонений относятся:
·         Адъективное склонение – представлено существительными, у которых начальная форма совпадает с формой И. п. единственного числа прилагательных (военный, рабочий, прихожая, гостиная, сказуемое).
·         Разносклоняемые существительные – существительные, которые при склонении имеют окончания разных продуктивных типов склонений: дитя, путь, а также все существительные на -мя (знамя, время, бремя).
·         Несклоняемые существительные – существительные, которые в любом падеже и числе употребляются в начальной форме с нулевым окончанием (кофе, какаду, пианино, пальто, портмоне).
·         Смешанное склонение – представлено существительными, обозначающими русские фамилии или названия населенных пунктов с суффиксами -ов, -ин, -ово, -ино (Чернов, Калинин, Иваново, Виноградово).


 


                                   ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
В русском языке выделяют положительную, сравнительную и превосходную степени прилагательных.
·         Положительная степень – обозначает признак, который не сравнивается с другими признаками. (Примеры прилагательных положительной степени: сухой, блестящий, тихий, широкий, захватывающий).
·         Сравнительная степень – обозначает признак, который проявляется в одном предмете сильнее (меньше), чем в другом предмете, а также признак, который проявляется в предмете в разное время с разной степенью. (Примеры прилагательных сравнительной степени: белее, чище, более глубокий, менее строгий)
·         Превосходная степень – обозначает признак в наивысшем его проявлении в контексте сравнения с другими признаками либо без него. (Примеры прилагательных превосходной степени: простейший, крепчайший, самый смелый, наименее удобный).
Образование степеней сравнения прилагательных
Как видно из таблицы, формы степеней сравнения прилагательных бывают синтетическими и аналитическими (составными).
Степень сравнения
Образование
Примеры
Положительная
Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И. п.) и ее склоняемых форм.
Сухой, теплая, высокое, угловатые, умный
Сравнительная
Простую сравнительную степень образуют прилагательные, обозначающие качественный признак:
1) путем присоединения суффиксов -ее (-ей), -е, -ше;
2) в некоторых случаях – при помощи префикса по- и суффикса -ше(-е).
Составная сравнительная степень образуется путем прибавления к начальной форме служебных слов более и менее.
Суше, теплее, повыше, более угловатый, менее умный
Превосходная
Простая превосходная степень образуется при помощи:
1) суффиксов -айш, -ейш;
2) префикса наи- и суффиксов -ш, -ок, -ейш.
Составная превосходная степень образуется путем:
1) прибавления к начальной форме прилагательного служебных слов самый, наиболее, наименее;
2) прибавления местоимения всех к простой форме сравнительной степени.
Теплейший, наивысший, умнейший, наиболее сухой, самый угловатый, выше всех

             

Правила написания сложных прилагательных слитно

Сложные имена прилагательные пишутся слитно в следующих случаях:
·         Если сложное прилагательное образовано от словосочетания на основе подчинительной связи, связи согласования, управления или примыкания (вагоноремонтный (ремонт вагонов), скороспелый (скоро спеть), белоснежный (белый снег)). Исключение – всемирно-исторический.
·         Если одна из частей сложного прилагательного не употребляется самостоятельно (белобрысый, скоротечный, всеядный).
·         Если сложное прилагательное образовано от сложного существительного со слитным написанием (лесостепной (лесостепь), водосточный (водосток), радиотехнический (радиотехник)).
·         Сложные прилагательные, у которых первая часть – числительное (двухлетний, пятиметровый, девятиэтажный). Исключения – 5-балльный, 30-летний.
·         Сложные прилагательные, у которых первая часть – наречие на  или  (нижеподписавшийся, сильнодействующий, высоконравственный).
·         Сложные прилагательные, у которых первая часть представлена элементами – верхне-,нижне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще-, глубоко-, мелко-, легко-, тяжело-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, густо-, крупно-, остро- и др. (древнегреческий, раннецветущий, среднеевропейский).
·         Большинство научно-технических и книжных определений (энергосиловой, хлебопекарный, глубокоуважаемый).
Правила написания сложных прилагательных через дефис
Через дефис пишутся сложные прилагательные следующих категорий:
·         Сложные прилагательные, образованные из двух равноправных слов – словосочетаний на основе сочинительной связи, между которыми можно поставить союз «и», «но» (торгово-промышленный союз (торговый и промышленный), яблочно-апельсиновый сок (яблочный и апельсиновый), русско-французский словарь (русский и французский)).
·         Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных с написанием через дефис, в том числе географических наименований (нью-йоркский (Нью-Йорк), контр-адмиральский (контр-адмирал), северо-восточный (северо-восток)).
·         Обозначающие оттенки цвета, вкуса, других признаков с дополнительным качеством (нежно-розовый, кисло-сладкий, темно-красный).
·         Образованные от имени и фамилии, имени и отчества, двух фамилий (джек-лондоновский (Джек Лондон), ильфо-петровский (Ильф и Петров), лев-толстовский (Лев Толстой)).
·         Сложные прилагательные, у которых первая часть оканчивается на -ико (историко-философский, химико-биологический, лексико-грамматический).
·         Сложные прилагательные, части которых представлены неоднородными признаками, (часто имеют начальными элементы – военно-, массово-, народно-, научно-, учебно-) (учебно-воспитательный, военно-медицинский, народно-поэтический). Исключения – военнопленный, военнослужащий, военнообязанный.
·         Образованные путем повторения одного и того же прилагательного (чистый-чистый, теплый-теплый, серый-серый).

 

 МЕСТОИМЕНИЕ
Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям:
1. Личные местоименияя, ты, мы, вы, он (она, оно, они) – указывают на лица, которые участвуют в речи:
  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы – 1-е л.; ты, вы – 2-е л.; он (она, оно, они) – 3-е л.);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го л. является число (я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я – меня, ты – тебя, он – его);
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они.
2. Возвратное местоимение себя – обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:
  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).
3. Притяжательные местоимениямой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:
  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).
  • При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их.
4. Вопросительные местоимениякто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др. – употребляются в вопросительных предложениях:
  • кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
  • какой? чей? который? – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
  • сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и т.д.);
  • где? когда? куда? откуда? зачем? и др. – местоименные наречия; неизменяемые слова.
5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др., но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:
Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.
  • Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.
6. Неопределённые местоимениянекто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.
  • Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь:
кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.
  • Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.
7. Отрицательные местоименияникто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.
  • Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-:
кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.
  • Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.
8. Указательные местоимениятот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):
  • тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т.д.);
  • столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т.д.);
  • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – местоименные наречия; неизменяемые слова.
9. Определительные местоимениясам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:
  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.
Обратите внимание!
1) Местоимения тот, сам, местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо).

2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что, как, когда): Это книга (местоимение). – Москва – это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). – Я знаю, что он здесь (союз).


 


                   глагол
По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:
·         По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
·         Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).
Как определить спряжение глаголов по личным окончаниямДля определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.
Лицо
Глаголы 1 спряжения
Глаголы 2 спряжения
Ед. число
Мн. число
Примеры глаголов 1 спряжения
Ед. число
Мн. число
Примеры глаголов 2 спряжения
1-е
-у (-ю)
-ем
рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю)
-им
приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е
-ешь
-ете
рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь
-ите
приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е
-ет
-ут (-ют)
рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит
-ат (-ят)
приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат
Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.
Глаголы первого спряжения представлены:
·         глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
·         глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
·         тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить);
·         всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть).
Глаголы второго спряжения представлены:
·         глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
·         семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
·         четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать).
Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные), которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов.
      Неопределенная форма глагола образуется от основы инфинитива (основы глагола, от которой также образуются личные формы) при помощи словоизменительных суффиксов:
·         -ть, -сть (бороться, веселить, украсть);
·         -ти, -сти (нести, зайти, грести);
·         -чь (жечь, мочь, достичь) – суффикс совмещает в себе часть основы глагола, которая оканчивается на к, г (выраженные при чередовании буквой «ч») и нулевой суффикс инфинитива (выраженный мягким знаком).       

                          Комплексный анализ текста
       Сделайте  комплексный   анализ текста ( это задание 3 уровня ПА)
          1.      Наконец он нашел себе занятие. 2. Однаж­ды в его присутствии Василий Иванович 
перевя­зывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход.  4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже утешали его.  5. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслажде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение не­скольких дней.
             7. Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в восторг, наполняла гордостью, 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, - ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это?  9. Им­ператор французов Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».
                                                              (По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
     
Выполните задания к тексту.

1.  Определите стиль текста и тип речи.
            ответ         ________________________________________________________
2.  Графически обозначьте обособленные обстоятельства
.            
3.  Подчеркните грамматические основы в предложениях № 2 , 4, 7

4.  В выделенных словах графически обозначьте орфограммы.

5.  Из  предложений 5-6  выпишите  производный  предлог.  
       Отв. ________________________________________________________________
6.  Из  предложений  3-5 выпишите существительное,  образованное приставочно-суффиксальным способом.
Отв. ______________________________________________________________________
7.  Во 2-м абзаце найдите сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Определите его вид. Запишите номер предложения.
Отв. ________________________________________________________________
8.  Постройте схему 3 предложения. Укажите вид подчинительной связи
Отв.   _______________________________________________________________-
 9 Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте. 
1)   Синекдоха
2)   Умолчание
3)   Эпитеты
4)   Гипербола
5)   Сравнительная   синтаксическая конструкция
6)   Метафора
7)   Олицетворение
9)   Гипербола
10)  Ряды однородных членов


Комментариев нет:

Отправить комментарий